Чаще всего жалобы на МФО подают граждане, у которых есть долги по микрозаймам до зарплаты.
В Центробанке представили статистику жалоб, поступивших в 2017 году в адрес компаний, которые выдают займы на карту срочно. По данным регулятора, наибольшая доля рекламаций пришлась на методы взыскания долгов по микрозаймам — 58% обращений. За год доля таких жалоб выросла на 8%. В это число вошли жалобы граждан на работу МФО в сфере взыскания задолженности, необоснованные претензии заёмщиков по отношению к кредиторам и сетования должников на сложную финансовую ситуацию.
Остальные обращения россиян распределились следующим образом: в 15% случаев заявления затрагивали общие вопросы о деятельности МФО, в 7% — несоблюдение условий договора, в 5% – незаконное привлечение инвестиций от населения. Ещё 4% заявителей обращались в Центробанк, чтобы узнать больше о правилах предоставления микрозаймов. Только 2% жалоб касались незаконно начисленных штрафных санкций или завышения комиссии. Примечательно, что в структуре заявлений только 1% пришелся на деятельность «черных» кредиторов. Это можно объяснить тем, что выявляя незаконную МФО, граждане предпочитают либо обращаться в полицию, либо вовсе не жаловаться.
В 2017 году количество жалоб на игроков микрофинансового рынка увеличилось, но это не значит, что МФО стали чаще нарушать закон. В Центробанке рост показателя связывают с тем, что россияне стали лучше информированы о своих правах и знают, куда обращаться в случае их нарушения. Важную роль в этом сыграло широкое освещение в СМИ «антиколлекторского» закона и норм, связанных с работой МФО.
Активность пользователей микрофинансовых услуг помогает Центробанку тщательнее контролировать деятельность микрокредиторов, т.к. жалобы на работу компании дают официальный повод для проведения проверки. Обнаружив нарушения в работе МФО, регулятор может применить штрафные санкции или направить предписание для исправления ошибок. Организации, которые многократно нарушают закон, ЦБ лишает права на ведение деятельности и исключает из госреестра.
Чтобы не стать жертвой мошенников или недобросовестных кредиторов, россиянам необходимо знать нюансы обслуживания займов до зарплаты, а также уметь проверить законность МФО и защитить свои права в случае необхоимости. Получить необходимую информацию можно на сайте Центробанка или в блоге онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК не только выдаёт экспресс-займы онлайн на карту, но и является финансовым консультантом для клиентов. В своем блоге компания публикует полезные статьи о рынке микрокредитования и особенностях различных финансовых инструментов. На сайте для заёмщиков предусмотрена форма обратной связи, через которую можно в режиме онлайн связаться с кредитным специалистом.