Большинство россиян не боится телефонных мошенников

 

author photo
Редакция МФК «Честное слово» Автор текстовЗаботимся о финансовой грамотности наших клиентов!

В первом полугодии 2022 года с телефонным мошенничеством и социальной инженерией столкнулись 83% россиян.

Аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели исследование на тему телефонного мошенничества. Опрос показал, что в течение первых 6 месяцев 2022 года с действиями аферистов сталкивались 83% респондентов, и это на 7 процентных пунктов (п.п.) больше, чем годом ранее. В 63% случаев преступники звонили россиянам по телефону, а еще в 20% — присылали SMS-сообщения.

При этом обмануть наших сограждан аферистам удавалось редко: ущерб от действий злоумышленников не понесли 91% опрошенных. Только 6% граждан значительно пострадали в финансовом плане, а ещё 3% — незначительно. За год этот результат не изменился даже с учетом роста активности мошенников на фоне кризиса.

Чтобы определить признаки обмана, можно использовать специальные мобильные приложения. Такие программы устанавливают на своих смартфонах 35% россиян, а интерес к этой технологии чаще проявляют молодые люди, активные интернет-юзеры. В категории от 18 до 24 лет антимошеннические приложения скачивают 54% граждан, а среди представителей старшего поколения — только 17%.

Самостоятельно вычислить аферистов по телефону удалось 51% россиян; 12% не смогли распознать обманщиков. В 23% случаев подозрение респондентов вызывали лексика и интонация собеседника, а еще в 17% — попытки узнать PIN-код к карте и другие конфиденциальные данные. Внимание 10% опрошенных привлекли просьбы назвать паспортные сведения и разговоры о несуществующих банковских операциях. Нежелание отвечать на уточняющие вопросы насторожило 8% граждан.

В целом россияне хорошо информированы о методах работы мошенников, поэтому легко распознают фейковые звонки из банка и попытки выудить конфиденциальную информацию. Но преступники постоянно придумывают новые схемы обмана, используя актуальные инфоповоды. Например, они могут звонить от имени соцслужб, предлагая оформить льготу или разовую денежную выплату на детей. В некоторых случаях аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов и просят помочь в разоблачении недобросовестных банковских работников.

Среди последних мошеннических схем — звонок из Центробанка. Мошенники угрожают собеседнику кражей средств с «межбанковского счета» и уговаривают перечислить деньги по «безопасным» реквизитам. В результате человек переводит свои накопления аферистам.

Методы социальной инженерии опасны тем, что вернуть похищенные деньги крайне сложно. Жертвы обмана самостоятельно сообщают третьим лицам свои секретные данные, переводят средства на чужие счета, заключают сомнительные соглашения, поэтому считаются ответственными за последствия таких решений. Банк может компенсировать только потери, которые произошли по вине самой организации. Например, вернуть можно средства, которые перечислились на сторонний счет по вине операциониста.

Сейчас Центробанк предлагает обязать банки в течение 30 дней возвращать клиентам деньги, которые перевели на счета мошенников. Возмещать потери организации должны, если средства ушли по реквизитам, информация о которых есть в специальном реестре регулятора.

Чтобы вовремя распознавать уловки мошенников, важно знать, как работают преступники и какие методы обмана применяют. На сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» клиентов ждут интересные и полезные статьи на тему противодействия мошенничеству. МФК помогает пользователям разобраться, как хранить конфиденциальные сведения, безопасно и выгодно оформлять займы до зарплаты, выявлять фишинговые сайты и другие мошеннические схемы.