Банки оценят клиентов по их покупкам

Кредиторы будут оценивать платёжеспособность потенциальных клиентов по истории их покупок.

Российские кредиторы получили ещё один метод оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков — транзакционный скоринг. Платёжная система Visa в сотрудничестве с бюро кредитных историй «Эквифакс» разработала сервис, который анализирует транзакции по платёжным картам граждан и на основе полученных данных выдает скоринговый балл. Новая программа стартовала с конца марта текущего года.

Транзакционный скоринг предусматривает анализ суммы расходов по картам потенциального клиента, а также точкам продаж, в которых человек совершает покупки. Объём трат и класс заведений, услугами которых пользуется владелец карт, позволяет банкам более точно оценить уровень его дохода и платежную дисциплину. Изучение расходов дает возможность узнать, склонен ли потенциальный клиент к спонтанным покупкам, и насколько рационально он использует средства. Благодаря этому кредиторы получат больше информации для принятия взвешенного решения по заявке на кредит или срочный займ на карту.

Похожие проекты работают и в других странах, но обычно такие системы анализируют данные по одной карте. Российский сервис эффективнее: благодаря сотрудничеству с БКИ он объединяет информацию сразу о нескольких счетах, открытых в разных банках. Это значит, что банки получают более точную оценку кредитоспособности потенциальных заёмщиков.

Авторы новации говорят о том, что пилотный запуск системы уже доказал её эффективность. На данный момент 15 банков подключены к технологии транзакционного скоринга, став не только её участниками, но и поставщиками данных. Важная ремарка: использовать данный сервис кредиторы могут только с письменного разрешения клиентов.

Специалисты прогнозируют, что в дальнейшем они смогут разработать методику расчёта долговой нагрузки заёмщиков на основе сведений платёжной системы, т.к. информация о расходах пользователей карт дает дополнительное представление о примерном размере доходов, включая неофициальные источники. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получать самые актуальные сведения.

Использование транзакционного скоринга выгодно и кредиторам, и заёмщикам. У первых появляется возможность качественно оценить платёжеспособность потенциального клиента, выдать наиболее подходящее для него предложение и отклонить наиболее рисковые заявки. Граждане смогут быстрее привлекать заёмные средства, а также получать большие суммы благодаря ещё одному доказательству своей кредитоспособности.

Появление новых технологий скоринга свидетельствует о правильном векторе развития кредитного рынка. Финансовые организации, которые ответственно относятся к выдаче средств под проценты, внедряют самые современные, эффективные новации идентификации клиентов и оценки их рисковости. В результате грамотный подход положительно повлияет на качество портфелей банков и МФО, а также снизит уровень закредитованности населения.

Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» при рассмотрении заявок также использует современные скоринговые технологии и собственные разработки, позволяющие успешно идентифицировать личность заемщиков в удаленном режиме. Благодаря отсеиванию высокого процента мошеннических обращений МФК эффективно противодействует недобросовестным пользователям и гарантирует клиентам только безопасные услуги. Чтобы стать клиентом «Честного слова», необходимо достичь возраста 18 лет, быть получателем постоянного дохода и иметь именную платёжную карту или счёт в банке.