Период пандемии и экономической дестабилизации оказал значительное влияние на работу микрофинансистов. На второй онлайн-конференции «Digital MFO: Цифровой профиль клиента», которая состоялась 14 мая 2020 года, эксперты поделились наблюдениями об изменениях на микрофинансовом рынке и обновили цифровой портрет заёмщика МФО.
Нерабочий период изменил не только финансовое положение россиян, но и их потребительские привычки. Анализируя показатели работы микрофинансовых организаций в нерабочий период, специалисты Национального бюро кредитных историй (НБКИ) определили рост числа заявок в онлайн-канале выдач микрозаймов. Со своей стороны, руководители российских МФО прокомментировали актуальную динамику выдач в своих компаниях и озвучили изменения в цифровом профиле клиента. Также специалисты рынка рассказали об эффективных технологиях оценки заемщика, управления данными и снижения фрода при работе в online и offline-каналах.
Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово», в качестве спикера онлайн-конференции поделился с коллегами и слушателями внутренней статистикой онлайн-сервиса микрокредитования в формате «вопрос-ответ».
В апреле 2020 года число входящих заявок в онлайн-сервис «Честное слово» выросло на 30%, а в мае — на 15% в сравнении с мартом — началом режима самоизоляции в России. За займами стали чаще обращаться закредитованные заемщики, которые уже погашают кредиты и микрозаймы; также значительно увеличилась доля клиентов с открытой ипотекой.
Такая статистика говорит о том, что россияне попали в сложное финансовое положение в связи с потерей или снижением доходов. Хорошо понимая важность сохранения незапятнанной кредитной истории, граждане обращаются за микрозаймами, чтобы обеспечить своевременность внесения платежей, в расчете на восстановление доходов в ближайшее время.
Отдельно Андрей Петков отметил рост финансовой грамотности заёмщиков сервиса. Многие из клиентов МФК «Честное слово», которые обратились в компанию за кредитными каникулами, продемонстрировали умение оценивать выгодность финансовых продуктов, а потому прислушались к рекомендациям менеджеров сервиса и погасили займы без отсрочки и оплаты процентов за период каникул.
«Наш клиент за последние несколько лет вырос в интеллектуальном плане, а прежде всего — в вопросах финансовой грамотности. Люди начинают читать цифры и вникать в них, и это не может не радовать. Стимулируя этот процесс, мы развиваем блог на сайте компании, в котором делимся с читателями тонкостями использования различных финансовых продуктов, освещаем новейшие изменения в законодательной базе и помогаем гражданам использовать свое право на получение различных видов социальных выплат».
Также генеральный директор МФК «Честное слово» поделился статистикой целей оформления займов: в период нерабочих дней на 5,5% увеличилась доля займов, оформленных на текущие расходы, и на 1% — займов на лечение. В то же время на 1,5% сократилось число договоров, оформляемых с целью обучения и снизилось количество займов с целью ремонта.