Аферисты под видом полицейских похищают деньги

Телефонные мошенники сменили «маскировку» и теперь представляются не сотрудниками банков, а правоохранителями

mobile-fraud.png

С начала 2021 года количество мошеннических звонков, совершенных от имени правоохранительных органов, выросло в 10 раз. Об этом рассказали эксперты «Лаборатории Касперского», изучив результаты исследования Kaspersky Who Calls. Новая схема работы аферистов появилась еще весной текущего года, но пик активности «звонков из полиции» пришелся на сентябрь-октябрь 2021 года.

С тех пор, как граждане научились распознавать мошеннические звонки от имени банков, аферисты изменили подход. Теперь они звонят от имени правоохранительных органов и сообщают, что преступники получили доступ к паспортным данным собеседника, пытаясь склонить его к переводу средств со своего банковского счета. Аферисты расспрашивают собеседника, знаком ли он с предполагаемым «злоумышленником», не передавал ли он кому-либо свои документы, когда в последний раз представлял банковские сведения. Мошенники убеждают человека, что ему необходимо срочно перевести деньги на якобы безопасный счет по определенным реквизитам. В некоторых случаях они в ходе разговора выведывают конфиденциальные данные жертвы и код из SMS-сообщения от банка для перевода средств.

Следуя инструкциям «правоохранителей», гражданин перечисляет свои деньги на их счет. Аферисты сразу перебрасывают полученную сумму на другие подставные счета и обналичивают в течение нескольких часов, поэтому найти злоумышленников очень сложно. Жертва обмана фактически самостоятельно передала свои данные третьим лицам, поэтому банк не компенсирует ее потери от действий преступников.

Злоумышленники разговаривают очень уверенно, оперируют юридическими и банковскими терминами, знают ФИО владельца счета, адрес его проживания и ряд других сведений. В разговоре «полицейский» предлагает записать его ФИО и номер удостоверения. Благодаря таким уловкам аферисты быстро входят в доверие граждан и эффективно получают доступ к их данным.

Представители Центробанка за первые 6 месяцев 2021 года направили данные о блокировке 18 тыс. телефонных номеров, с которых предположительно звонили мошенники. За 2020 год регулятор заблокировал 26,4 тыс. таких номеров, что на 86 % больше относительно результата 2019 года. Несмотря на меры по борьбе с телефонным мошенничеством, аферисты не только стали действовать активнее, но и создали целые нелегальные кол-центры.

Эксперты компании Zecurion, занимающейся вопросами информационной безопасности, отмечают, что пока нет эффективных механизмов противодействия подобным махинациям. На руку преступникам играют частые утечки баз данных крупных банков и других организаций, позволяющие узнать персональные данные граждан: их телефонные номера, ФИО, адреса проживания, банки-эмитенты карт и счетов и т.д. Только устранив утечки, можно снизить количество мошеннических схем и защитить права граждан.

Чтобы не стать жертвой аферистов, важно не паниковать и помнить о конфиденциальности персональных данных. Никто не вправе запрашивать PIN- и CVV-коды к банковским картам, коды из SMS-сообщений от банка, информацию для доступа к онлайн-банкингу. Если вам звонят от имени банка, полиции или другой организации и сообщают о мнимой попытке похитить средства с ваших счетов, то следует прервать разговор и самостоятельно уточнить информацию у официального представителя учреждения.

Как вовремя узнавать о схемах работы аферистов и методах защиты от них? Следите за обновлениями раздела «Новости» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК регулярно публикует полезную информацию на тему противодействия мошенничеству, помогая клиентам защищать свои средства. А в разделе «Финансовая грамотность» вас ждут полезные материалы на тему защиты своих прав в сфере получения кредитов и займов на карту, оформления льгот и пособий, взаимодействия с работодателями.