Падение реальных доходов вынуждает россиян экономить на посещении мест общественного питания и совершении ежедневных покупок.
Аналитики компании Deloitte изучили, как изменилось потребительское поведение россиян в текущих экономических условиях. Для этого эксперты провели онлайн-опрос среди 1600 граждан в возрасте от 18 лет. По итогам исследования специалисты определили, что главной тенденцией 2019 года стал переход россиян в режим экономии.
Опрос показал: ощущая снижение реальных доходов, потребители стараются сокращать свои расходы. В основном, граждане пытаются меньше тратить на обновление гардероба, походы в заведения общественного питания. Количество трапез в ресторанах сокращают 40% респондентов, реже пользуются услугами кафе 36% опрошенных. При этом существует категория граждан, которые позволяют себе чаще посещать рестораны и кафе, но на их долю приходится всего 19% и 15% от всех участников опроса соответственно.
С целью экономии многие россияне отказывают себе и в стандартных покупках. В условиях падения платёжеспособности 33% респондентов реже приобретают в магазинах готовую еду. Не так часто, как раньше алкоголь в список покупок включают 31% граждан, одежду — 37%, обувь — 33 %. Отказывают себе в обновлении бытовой техники и электроники 34% опрошенных. Для сравнения, нарастили покупку готовой еды, алкоголя и одежды только по 15% респондентов соответственно. Авторы исследования объясняют: сокращение количество покупок в обычных магазинах происходит на фоне роста активности потребителей в онлайн-каналах продаж. Данное мнение подтверждают результаты опроса. Например, готовую еду стали чаще приобретать через интернет 44% респондентов.
Главной причиной снижения уровня потребления эксперты называют сокращение реальных доходов граждан, которое статистика отражает на протяжении последних пяти лет. Ранее россиянам удавалось удерживать привычный объем расходов за счёт сбережений и заёмных средств. Но в текущем году уровень закредитованности населения достиг столь высокой отметки, что граждане вынужденно переходят в режим экономии.
Также авторы исследования обращают внимание на рост трат респондентов, несмотря на сокращение частоты покупки некоторых групп товаров. Основной причиной данного явления они называют инфляцию и рост цен на её фоне. Опрос также показал, что россияне хотели бы снизить расходы на обязательные услуги и покупку продуктов питания. Но с учетом повышения тарифов на услуги ЖКХ и роста ценников практически во всех точках продаж, экономить не удается.
Совершать крупные покупки и оплачивать срочные счета нашим согражданам нередко помогают заемные средства. Наиболее доступным источником денег в долг остаются быстрые займы на карту, оформить которые можно в онлайн режиме. Занимая небольшие суммы до зарплаты, россияне платят за лечение и обучение, ремонт жилья или авто без обращения в банк или к родственникам.
Требуются деньги на неотложные цели? Если нет времени собирать справки с работы или искать залог, обратитесь в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Клиенты компании получают средства в долг по паспорту, без бумажной волокиты. Чтобы оформить микрозайм, необходимо выбрать его размер и срок использования, указать персональные данные в заявке, дождаться её одобрения и подписать договор. Средства МФК пересылает на банковскую карту или счёт заёмщика сразу после заключения контракта.