Представители Минфина рассказали, как должна работать система возврата средств жертвам банковских мошенников.
Эксперты Минфина разрабатывают механизм возврата денег жертвам мошенничества с банковскими картами и счетами. Цель инициативы — оперативная блокировка счетов аферистов и препятствие обналичиванию похищенных средств. Для реализации этой задачи чиновники должны утвердить схему быстрого взаимодействия между финансовыми организациями, Центробанком, МВД и судебной системой. Новацию обсуждают с представителями Счётной палаты и других заинтересованных ведомств.
Ранее аналитики Центробанка сообщили, что во 2-м квартале 2021 года мошенники провели 236 971 нелегальных транзакций с чужих счетов на общую сумму 3014 млрд рублей. В большинстве случаев преступники использовали методы социальной инженерии, обманом получая от граждан данные их карт и счетов, а также заставляя жертв самостоятельно перечислять средства по подставным реквизитам. За этот же период банки вернули клиентам деньги лишь по 7,4% мошеннических операций.
Действующий алгоритм для пострадавших сейчас слишком усложнен. Человеку, чьи деньги похитили, нужно обратиться в полицию, которая на основании заявления возбудит уголовное дело и начнет расследование. Если вина подозреваемых будет подтверждена, суд обяжет их вернуть средства, а также сможет заблокировать счет. Но это разбирательство может длиться несколько месяцев, сводя к нулю вероятность вернуть похищенные деньги. В свою очередь, аферисты демонстрируют высокую скорость: перечислив сумму с чужой карты, они в течение одного-двух дней переводят средства еще на несколько счетов, а потом обналичивают.
Когда предложенная Минфином инициатива начнет работать, правоохранительные органы смогут быстро получать судебное решение о блокировке подозрительного счета и «замораживать» похищенные деньги на нем до конца расследования. Если факт мошенничества подтвердится, средства можно будет вернуть на счет, с которого их перевели аферисты.
Параллельно в России создают другие инструменты для борьбы с мошенниками. Эксперты МВД разрабатывают приложение для смартфонов «Антимошенник», которое должно оповещать владельца гаджета, что ему звонят с номера из черного списка МВД. В РФ уже работает проект «Мошеловка» — сервис, на котором каждый пользователь может заявить о выявленном мошенническом сайте, а также узнать, как действовать, сталкиваясь с аферистами. На портале «Госуслуги» россиянам доступен раздел «Жизненные ситуации. Правопорядок: финансовое мошенничество», в котором опубликованы данные о схемах работы мошенников и методах противодействия им.
Пока инициатива Минфина остается на этапе разработки, важно помнить: банки вправе не возмещать ущерб клиентам, которые самостоятельно скомпрометировали свои счета. Например, если у человека похитили деньги с карты, потому что он передал CCV-код аферистам, то на компенсацию урона можно не рассчитывать. Банки возвращают средства, только когда в хищении есть их вина, к примеру, если кассир неправильно оформил трансанкцию или мошенники похитили деньги, установив сканеры на банкоматы.
Как не попасться на уловки аферистов? По каким признакам можно выявить телефонных мошенников, финансовую пирамиду или фишинговый сайт? Зайдите в раздел «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», чтобы узнать ответы. Среди информационных материалов вы найдете статьи не только о противодействии мошенничеству, но и о правилах использования займов на карту, механизме оформления льгот и налоговых вычетов, управлении домашним бюджетом и т.д.