Российские кредиторы рассматривают возможность использования «скоринга по эмоциям» для оценки платёжной дисциплины заёмщиков.
Пандемия коронавируса и последовавшие карантинные ограничения побудили многих игроков кредитного рынка перевести обслуживание клиентов в дистанционный режим. Выдача онлайн-займов повысила уровень рисковости портфеля компаний, что вынудило кредиторов обратить внимание на новые способы оценки платёжеспособности заёмщиков. Чтобы усилить свои системы скоринга, некоторые организации рассмотрели возможность включить в процесс проверки клиентов психографические методы.
Так называемый «скоринг по эмоциям» позволяет оценить поведенческие особенности человека и то, насколько ответственно от относится к выполнению финансовых обязательств. Для этого потенциальный заёмщик должен заполнить специальную анкету-вопросник, которая позволяет составить его психологический портрет. В данной анкете нет «правильных» ответов: клиент выбирает вариант, который кажется ему наиболее приемлемым. Данные, которые получает в результате кредитор, позволяют оценить склонность потенциального клиента к обману, манипуляциям, невозврату средств.
Примером подобного психоскоринга можно назвать анализ профилей пользователей в социальных сетях. То, какую информацию публикует и распространяет человек, в каких сообществах состоит и как себя позиционирует, отражает его отношение к разным сферам жизни, в том числе к финансовым обязательствам. Например, если заёмщик интересуется деятельностью раздолжнителей, сомнительными методами быстрого заработка и способами обойти законодательство, то это говорит о его возможной ненадежности.
Плюсом психоскоринга является предоставление кредитору максимального объема информации о клиенте. Компания получает возможность всесторонне оценить человека и одобрить оптимальный вариант займа с подходящей ставкой. Особенно это важно в случае, когда заявку подаёт человек без кредитной истории, платёжную дисциплину которого сложно спрогнозировать.
Но эффективность такой методики доказана не до конца. Эксперты считают, что результатов, которые она даёт, недостаточно, чтобы тратить время и средства на её внедрение. Ещё один важный недостаток — заполнение анкеты увеличивает время выдачи заемных средств. Клиенту нужно потратить 15–30 минут, чтобы ответить на все вопросы, плюс ему необходимо заполнить стандартную заявку на получение денег в долг.
Сейчас российские кредиторы, работающие в онлайн-секторе, используют различные методы оценки кредитоспособности заемщиков и внедряют собственные технологии скоринга. Существующие системы позволяют качественно оценить кредитную историю клиента, его финансовые возможности, риск дефолта, а также вовремя отсеять заявки с признаками манипуляции данными или от заведомо неплатежеспособных граждан. Благодаря этому онлайн-МФО сохраняют высокий уровень одобрения запросов, эффективно противодействуя мошенничеству.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» применяет современные системы скоринга, не только внедряя лучшие разработки, существующие на рынке, но и создавая собственные технологии. Компания предлагает быструю и простую процедуру оформления микрозаймов, в которой нет лишних шагов или заполнения ненужных анкет. Заёмщику необходимо только зарегистрироваться на сайте МФК, указать свои персональные сведения в заявке, дождаться её одобрения и подписать договор займа. Деньги сервис отправляет на банковскую карту или счёт клиента сразу после заключения сделки.