Россияне продолжают жаловаться на взыскателей несмотря на то, что коллекторы стали более вежливыми и не нарушают закон.
В 2016 году Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) создала кодекс этики для взыскателей и обязала своих участников придерживаться новых правил работы с должниками. Несмотря на изменения, поток претензий от заёмщиков не снизился: только за 9 месяцев 2016 года россияне подали 2,7 тыс. заявлений на коллекторов при том, что за весь 2015 год в НАПКА поступило 3 тыс. жалоб. Среди заявлений должников снизилась доля претензий на оскорбления, порчу имущества, психологическое давление и другие тяжелые нарушения со стороны взыскателей.
По сведениям ассоциации, в этом году заемщики чаще жалуются на «психологический дискомфорт» от взаимодействия с коллекторами. Так, в 15% случаев должники заявляют о неуважительном обращении, некорректном тексте SMS-сообщений, слишком назойливых звонках. При этом записи общения коллекторов с заявителями свидетельствуют о том, что взыскатели не нарушали законодательных норм и действовали в рамках этического кодекса. Доля жалоб на действительно серьёзные нарушения в текущем году сократилась с прошлогодних 31% до 19%.
Заявления на запрещенные методы взыскания долгов составляют всего 4% от всех жалоб, которые поступают в НАПКА, но в большинстве случаев они не связаны с членами ассоциации. Более того, половина таких претензий даже не относится к коллекторам, поскольку причиной жалоб становятся действия недобросовестных кредиторов. Нелегальные компании, которые выдают срочные займы населению, предпочитают самостоятельно работать с должниками, применяя незаконные меры воздействия. Информацию о подобных организациях НАПКА сразу же направляет в прокуратуру.
Несмотря на рост количества жалоб, ситуация на коллекторском рынке России постепенно улучшается. Агентства по взысканию долгов более тщательно подбирают сотрудников и следят, чтобы те соблюдали законодательные нормы. Свою лепту вносят и игроки кредитного сектора, сотрудничая только с легальными коллекторами.
Так, онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» работает только с взыскателями, которые входят в НАПКА, и законность деятельности которых не вызывает сомнений. Оформляя в «Честном слове» микрозайм до зарплатымикрозайм до зарплатыОформляя в «Честном слове» микрозайм до зарплаты, заёмщики могут быть уверены в корректном отношении к себе со стороны кредитора. МФО ценит своих клиентов, поэтому обеспечивает их безопасность при работе с просроченной задолженностью. При этом полные условия получения займов без залога и поручителей и правила передачи долгов взыскателям находятся в открытом доступе на сайте 4slovo.ru. Компания рекомендует клиентам внимательно изучать кредитный договор перед подписанием, чтобы принимать только взвешенные финансовые решения.