Заёмщики VS коллекторы

Аналитики портала Zaim.com узнали, приходилось ли их пользователям контактировать с коллекторами и как проходило такое взаимодействие.

Эксперты портала Zaim.com опросили своих пользователей на тему контактов с профессиональными взыскателями. Учитывая специфику сайта, положительный ответ на данный вопрос дали все участники исследования. Также респондентов спросили, собираются ли они погашать долги по кредитам и срочным займам на карту. В результате 33,3% граждан сказали, что однозначно вернут заемные средства, а по 29,6% пользователей ответили, что совсем не могут погасить задолженность или нуждаются в реструктуризации долга. Только 7% опрошенных принципиально отказались выплачивать долги перед банками и МФО.

Большинство респондентов не справляются с финансовыми обязательствами из-за слишком низких доходов, полного отсутствия доходов, задержек в выплате зарплаты или заболевания коронавирусом. Еще одной распространенной причиной является слишком высокая долговая нагрузка: 7 из 10 опрошенных погашают пять и больше ссуд и микрозаймов одновременно.  В некоторых случаях люди не возвращают заемные средства из-за грубого обращения взыскателей.

В течение последних нескольких лет долговая нагрузка россиян стабильно растет. Сейчас у 19 млн человек есть задолженность на сумму от 30 тыс. рублей с просрочкой от 90 дней, хотя годом ранее количество таких должников не превышало 17 млн человек. По данным Zaim.com, 69,2% участников опроса задолжали перед банками и МФО более 100 тыс. рублей, 19,2% респондентов — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, 7,7% опрошенных — менее 10 тыс. рублей. У остальных пользователей сервиса сумма задолженности составляет от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Почти 90% респондентов задерживали платежи по кредитам и займам. При этом двухнедельную просрочку зафиксировали у 15,5% граждан, задержку платежа от 2 недель до года — у 46% опрошенных, от года до трех лет — у 15% пользователей, более трех лет — у 23,5%. Еще 7% участников опроса не платили по своим обязательствам более пяти лет. Оценивая общение с коллекторами, 12,5% граждан отметили, что взыскатели были вежливыми, а 66,7% респондентов сообщили об угрозах и грубом обращении.

Обычно люди относят к коллекторам все организации, которые занимаются возвратом долгов, включая незаконные — говорят представители саморегулируемой организации (СРО) «МиР». Именно нелегальные взыскатели часто нарушают права должников, угрожая им и разглашая сведения о долге третьим лицам. «В ответ» граждане часто подают безосновательные жалобы на коллекторов, считая нарушением сам факт требования вернуть долг. По сведениям Федеральной службы судебных приставов (ФССП) только 11% заявлений касательно работы взыскателей являются обоснованными.

Допустив просрочку по займу или кредиту, важно не избегать кредитора, а сотрудничать с ним. С банком или МФО реально договориться об отсрочке даты внесения платежей, продлении срока действия договора займа либо кредита, оформлении кредитных каникул и прочих послаблениях. Законные коллекторские агентства также часто идут навстречу должникам, предлагая снизить размер платежей и даже списать часть начисленных процентов. Главное — вовремя сообщить о затруднениях с внесением оплаты и подтвердить свои сложности документально: например, предъявить справку о доходах или лист временной нетрудоспособности.

Как связаться с представителем онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», если вы столкнулись с трудностями при оформлении или погашении займа? Задайте свой вопрос с помощью формы обратной связи на сайте МФК и получите оперативный ответ от сотрудника компании.