Кредиторы предлагают отменить штрафы за навязывание заёмщикам дополнительных услуг и заменить их двухнедельным периодом «раздумий».
Игроки российского финрынка просят пересмотреть законопроект, который устанавливает штраф для кредиторов за навязывание клиентам дополнительных услуг при оформлении займов на карту. Компании считают, что вместо санкций следует ввести охлаждающий период, на протяжении которого заемщик может решить, нужна ли ему допуслуга. Штрафовать кредиторов стоит только в том случае, если они не реагируют на заявления клиентов и не возвращают потраченные средства.
Законопроект, защищающий граждан от навязывания допуслуг, принят депутатами Госдумы 9 июля текущего года. Его главная цель — сократить число случаев принудительного оформления таких опциональных услуг, как SMS-информирование, юридическое сопровождение, получение новых банковских карт и других платных продуктов, идущих «в нагрузку» к кредиту. Если заёмщик заявит о таком нарушении, то компания-кредитор будет вынуждена выплатить ему компенсацию в сумме, равной двукратному размеру платы за навязанную услугу.
Участники кредитного рынка считают формулировку законопроекта некорректной: штраф компаниям придется оплатить не тогда, когда подтвердится факт навязывания допуслуги, а в течение всего периода действия договора с заемщиком. Это значит, что клиент может потребовать компенсацию даже через несколько лет после оказания ему платной услуги.
Чтобы устранить правовые риски для кредиторов, представители саморегулируемой организации (СРО) «МиР» предлагают заменить штраф охлаждающим периодом длительностью в 14 дней. Если в течение этого времени человек решит, что не нуждается в предложенной услуге, он может подать соответствующий запрос кредитору. Последний должен отменить предоставление дополнительной опции и в 10-дневный срок вернуть клиенту оплаченные за неё деньги. В случае, если компания не выплатит компенсацию вовремя, заемщик вправе получить двукратный размер выплаты. Такой алгоритм на данный момент действует при заключении страховых договоров.
Представители Центробанка рассмотрят предложение СРО «МиР» в ходе экспертного совета. Менеджеры ведомства готовы учесть мнение участников финансового рынка и конструктивно взаимодействовать с ними в вопросах защиты прав потребителей. При этом эксперты отрасли считают, что частые возвраты невостребованных допуслуг заставят кредиторов отказаться от их активной продажи клиентам.
Против инициативы кредиторов выступили правозащитники проекта ОНФ «За права заёмщиков». Они считают, что охлаждающий период даст компаниям возможность избежать ответственности за навязывание допуслуг. В течение предложенного 14-дневного срока заёмщики могут частично использовать предоставленную им опцию, и этот факт усложнит возврат денег.
Эксперты напоминают: оформляя кредит или займ, внимательно изучите договор перед тем, как его подписать. Обращайте внимание на положения о начислении процентов, пени и прочих неустоек, наличии платных услуг. Помните, что компания не вправе навязывать вам дополнительные соглашения и заставлять оплачивать ненужные опции. Столкнувшись с подобными действиями, лучше отказаться от заключения договора и обратиться в другую организацию.
Ищете, где получить деньги в долг без подводных камней? Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» выдает микрозаймы до зарплаты на простых и прозрачных условиях! При первом обращении вы можете занять до 30 000 рублей всего под 1% в день, а пользуясь услугами МФК регулярно — получить доступ к максимальным суммам займов и льготным условиям обслуживания.