В 2021 году аферисты чаще обманывают граждан

Кибермошенники увеличивают активность, применяя методы социальной инженерии.

Для хищений средств со счетов и карт россиян мошенники все чаще применяют методы социальной инженерии. Такие выводы следуют из отчёта Центробанка на тему преступлений в сфере денежных переводов во 2-м квартале 2021 года. Для обмана граждан злоумышленники применяют схемы телефонного мошенничества, создают фишинговые сайты и распространяют вредоносное ПО.

Во 2-м квартале текущего года преступники совершили 236 971 операцию без согласия (ОБС) владельцев счетов и карт. Общая сумма ущерба, причиненного гражданам, составила 3014 млрд рублей. Инструменты социальной инженерии мошенники использовали в 47% случаев.  Годом ранее количество и объем ОБС были значительно меньше: злоумышленники провели 192 636 несанкционированных операций на сумму 2 177 млрд рублей.

Аналитики Центробанка также подсчитали, в каких сферах мошенники совершили больше всего ОБС во 2-м квартале 2021 года:

  • оплата услуг и товаров в интернете — 166 734 случая хищений;
  • использование платежных терминалов, банкоматов и импринтеров — 20 371 случай хищений;
  • использование систем удаленного обслуживания банковских клиентов физлиц — 48 882 случая хищений;
  • использование систем удаленного обслуживания банковских клиентов юрлиц — 984 случая хищений.

В указанном периоде мошенники совершили 11 173 преступления с применением инструментов социальной инженерии, что на 143 % больше, чем годом ранее. Количество хищений при помощи фишинговых сайтов составило 1 160 инцидентов – годовой прирост значения достиг 99%. Хакеры атаковали финансовые организации посредством вредоносного ПО всего на 9% чаще, чем во 2-м квартале 2020 года. При этом преступники почти перестали похищать средства граждан, пользуясь уязвимостями в ПО финорганизаций: Центробанк отметил всего 56 таких случаев, что на 70% меньше, чем во 2-м квартале прошлого года.

Активнее всего мошенники атакуют наших сограждан, имитируя звонки из банков, государственных учреждений, правоохранительных органов и других ведомств. За 2–1 квартал 2021 года эксперты Центробанка подали операторам мобильной связи 11 849 запросов на блокировку номеров, которыми пользовались преступники. Регулятор выявил 3166 мобильных, 8475 городских и 208 «горячих» («8 800») номеров, с которых мошенники звонили россиянам. Сотрудники Центробанка инициировали проверку 1449 интернет-доменов с последующей их блокировкой, а информацию по 359 доменах направили в Генпрокуратуру.

Чтобы не стать жертвой мошенников, следует изучать схемы их работы и методы выявления обмана. Узнать такую информацию можно на портале Госуслуг в разделе «Жизненные ситуации. Правопорядок: финансовое мошенничество», который создали при поддержке Центробанка, Минцифры и Минфина. Помните: передавая данные своих карт и счетов третьим лицам, вы рискуете лишиться своих средств и возможности получить компенсацию от банка. Финорганизации не возмещают убытки, которые клиент понес по собственной вине, поэтому редко возвращают деньги, которые аферисты похитили обманным путем: во 2-м квартале 2021 года банки компенсировали только 7,4% от всех ОБС.

Узнать о способах защиты от мошенников можно также на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК не только выдает экспресс-займы онлайн на карту, но и регулярно публикует полезную информацию для клиентов. В разделах «Новости» и «Финансовая грамотность» вы узнаете о самых важных событиях отрасли, а также о том, как эффективно пользоваться микрозаймами, наращивать свой доход, управлять личным бюджетом и защищать средства от мошенников.