Центробанк упростит возврат средств, похищенных мошенниками

Банк России дорабатывает законопроект, который упрощает возврат средств, похищенных мошенниками с банковских карт и счетов граждан.

Представители Центробанка обсуждает с представителями финансового рынка законопроект, который упрощает процедуру возврата средств, похищенных с банковских карт и счетов россиян. Регулятор хочет учесть мнения и предложения игроков банковского рынка, чтобы скорректировать текущую версию документа. Он намерен установить точную сумму, которую сможет вернуть жертва мошенничества, а также упростить порядок взаимодействия между банками и их клиентами.

Эксперты Центробанка пока не сообщают, какие именно меры предусматривает законопроект, рассказывая о новом механизме в общих чертах. Так, чтобы вернуть похищенные деньги, владелец счета должен заявить в банк о неправомерной операции не позднее следующего дня после происшествия. Далее организация проводит проверку данных, подтверждает, что транзакция прошла без согласия клиента, и принимает решение о компенсации. Сумма возврата будет зависеть от уровня защиты от хищений в определенном банке: чем он ниже, тем больший размер возмещения. Например, если компания не может выявить мошенническую операцию, даже получив информацию о ней от Центробанка, ему придется вернуть клиенту полную сумму хищения, независимо от ее размера.

Сейчас банк компенсирует средства, только если их похитили не по вине клиента. К примеру, если деньги с карты исчезли из-за атаки хакеров на банковскую систему или сбоя в работе банкомата, то организация возместит все потери. Но если человек самостоятельно передал мошенникам доступ к своему счету, то на возврат средств можно не рассчитывать. Поэтому жертвы методов социальной инженерии (когда аферисты обманом выманивают у граждан важные данные) не могут вернуть похищенные деньги. По итогам 3-го квартала 2021 года объем транзакций без согласия клиента достигает 3,2 млрд рублей, из которых банки вернули только 7,7 %.

Игроки банковского рынка критически оценивают инициативу Центробанка. По их мнению, гарантия компенсации потерь может снизить бдительность граждан, создать возможности для новых мошеннических схем, в том числе со стороны недобросовестных клиентов, а также в разы повысить расходы банков. Организациям придется усилить защиту от хищений, изменить работу мобильных приложений, ужесточить систему подтверждения платежей.

Данная мера направлена на защиту прав самых уязвимых категорий населения: пенсионеров, малоимущих граждан, многодетных семей и т.д. Такие люди обычно хранят все средства на одном счете, не имея сбережений или возможности получить финансовую поддержку. Став жертвами социальной инженерии, они теряют все деньги без шансов на компенсацию от банка.

Также Центробанк планирует разрешить гражданам запрещать любые безналичные операции от своего имени. Если человек использует платежную карту только для получения зарплаты или пенсии и снятия наличных, то он сможет отключать все прочие дистанционные услуги: безналичные расчеты, онлайн-оплаты, перечисление средств на другие счета и т.д. Это защити его от хищений вследствие взлома интернет-банкинга, оформления онлайн-займа на свое имя, совершения покупки через интернет со своей карты и других действий мошенников.

Когда инициативы Центробанка вступят в силу? Какие еще новации предлагает регулятор? Как защититься от аферистов уже сейчас? Ответы на эти и другие вопросы вас ждут на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». В разделе «Новости» МФК публикует информацию о самых важных событиях рынка займов на карту, интересных исследованиях и законодательных изменениях.