Россиянам напомнили, как общаться с коллекторами

Представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) рассказали о механизме передачи просроченных займов взыскателям и о том, как правильно общаться с коллекторами.

Согласно статистике НАПКА, в России по каждому десятому кредиту или микрозайму числится просрочка. Это значит, что почти 7 млн россиян являются должниками и потенциальными «клиентами» профессиональных взыскателей. Представители ассоциации решили ещё раз объяснить гражданам алгоритм действий на случай пропуска платежа по договору и рассказали, как правильно взаимодействовать с коллекторами.

Когда клиент кредитной организации допускает просрочку, компания направляет ему SMS-сообщение с напоминанием о платеже. Если заёмщик после этого не гасит долг, ему звонит менеджер организации. Через 30 дней с момента возникновения задолженности, если человек не выходит на связь и не платит, кредитор может передать его дело коллекторам или сразу подать пакет документов в суд. Стоит понимать, что большинство банков и МФО отказались от содержания собственных отделов по взысканию долгов с целью сокращения расходов, а потому договор должника часто попадает к взыскателям уже после первого месяца бесплодных попыток кредитора договориться с заемщиком. При этом суды в 95% случаев принимают решения в пользу кредитора.

Чтобы не столкнуться с «удовольствием» от общения с коллекторами или судьей, важно не игнорировать уведомления кредитора и взаимодействовать с кредитным специалистом. Честно расскажите о причинах просрочки, узнайте доступные вам варианты реструктуризации долга. Компании заинтересованы в возврате средств, поэтому часто вводят «кредитные каникулы» для добросовестных клиентов, дают отсрочку платежа и предлагают индивидуальные условия погашения.

Если ваше дело уже передали коллекторам, то старайтесь сохранять вежливый тон беседы и следите за тем, как представители агентства соблюдают нормы профильного законодательства в общении с вами.

Сотрудник компании по взысканию долгов обязан:

  • назвать свое ФИО и организацию, которую он представляет;
  • озвучить подробности вашей задолженности;
  • предоставить договор передачи долга от изначального кредитора коллекторскому агентству;
  • общаться вежливо и спокойно, не допуская в ваш адрес оскорблений, угроз и прочих методов психологического давления.

За неделю взыскатели вправе звонить должнику не чаще 2 раз, отправлять ему до 4 сообщений, лично навещать его не больше 1 раза. Связываться с клиентом можно в будни с 08:00 до 22:00, а на выходных — с 09:00 до 20:00. Если коллекторы нарушают права заемщика, то последний вправе подать жалобу в НАПКА или Федеральную службу судебных приставов (ФССП), которая выполняет функции регулятора рынка взыскания.

Нередко вернуть долг взыскателям проще, чем банку либо МФО. Кредиторы должны соблюдать требования касательно размера капитала и резервов, из-за этого они заинтересованы в полном возврате долга. Коллекторам же важен сам факт платежа, поэтому они охотнее идут навстречу клиентам: списывают часть начисленных процентов, устанавливают индивидуальных график платежей, оформляют «кредитные каникулы». Возможные уступки оговариваются отдельно с каждым клиентом, учитывая его платежную дисциплину и сумму долга.

Чтобы не стать должником со всеми вытекающими последствиями, научитесь ответственно относиться к оформлению срочных займов на банковскую карту или счет. Занимайте посильные суммы и только в случае реальной необходимости. Читайте договор займа перед тем, как оформлять сделку, и неукоснительно следуйте графику погашения задолженности.

Для расчета оптимального размера микрозайма и даты его погашения используйте калькулятор на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». Если вы не уверены в своей способности вовремя внести всю сумму, выберите потребительский займ с более длительным периодом обслуживания: его разрешено погашать несколькими платежами с интервалом в каждые две недели.