Россиянам помогут разобраться во внесудебном банкротстве

В России появится онлайн-центр «Защита должника», где гражданам предоставят правовую поддержку во время процедуры внесудебного банкротства.

Эксперты проекта Общероссийский народный фронт (ОНФ) «За права заёмщиков» запускают онлайн-центр «Защита должника», чтобы поддержать граждан, которые инициируют внесудебное банкротство. Сотрудники центра смогут консультировать потенциальных банкротов касательно тонкостей упрощенной процедуры, оказывать им правовую помощь, а также обучать работников МФЦ. Главная цель проекта — дать должникам возможность разобраться в новом инструменте, не прибегая к услугам платных юристов.

С момента вступления в силу закона о внесудебном банкротстве (1 сентября 2020 года) около 2 тыс. россиян захотели воспользоваться данной процедурой, но только 20% заявителей смогли достичь своей цели, отметили эксперты ОНФ. Главной причиной большого количества отказов в запуске внесудебной процедуры стал низкий уровень информирования граждан о ее особенностях. Люди допускали ошибки в заявлениях, забывали об обязательном условии — наличии закрытого исполнительного производства, указывали не всех кредиторов и допускали другие неточности. В этом процессе сотрудники МФЦ могли лишь оценить, насколько должник отвечает установленным критериям, но не могли проконсультировать клиента или помочь ему подать документы.

Пилотный запуск онлайн-центра стартует в Москве, Краснодарском крае, Волгоградской и Московской областях. Эксперты ОНФ организуют обучение для сотрудников МФЦ, которые работают с «упрощенными» банкротами. Рядовые граждане смогут отправлять в центр электронные обращения касательно внесудебного банкротства. Также специалисты ОНФ будут регулярно проводить стрим-трансляции в прямом эфире на странице проекта в социальной сети Facebook.

Ранее представители Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) отмечали, что процедуру внесудебного банкротства следует еще больше упростить. По их словам, возможность подать заявление в МФЦ нужно включить в функционал портала Госуслуг, тогда соответствие должника нормам закона будет проверять автоматическая система, что ускорит рассмотрение обращений и разгрузит сотрудников МФЦ. Представители правительства признали, что механизм внесудебного банкротства нуждается в доработке, но вносить изменения можно будет только через некоторое время, когда появится достаточно данных о преимуществах и недостатках данного инструмента.

Также следует больше внимания уделять информированию граждан не только о возможностях, но и об ограничениях, которые влечет за собой банкротство. Доказав свою неплатёжеспособность, человек может столкнуться с отказами в оформлении кредитов и займов на карту, сложностями в занятии материально ответственных должностей, заключении различных сделок. Банкротство следует рассматривать как крайнюю меру, а не как «лазейку», которая помогает не возвращать долги.

Решить вопрос проблемной задолженности можно, не обращаясь к процедуре банкротства. Для этого следует связаться напрямую со своим кредитором и договориться о реструктуризации долга. Ответственные компании идут навстречу заёмщикам и предлагают продление срока действия договора с уменьшением размера платежей по ссуде или займу, отсрочку дату внесения платы, частичное списание части начисленных процентов и другие индивидуальные послабления.

Если вы оформили микрозайм в онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово» и хотите связаться с представителем компании, найдите на сайте онлайн-форму обратной связи и внесите в нее свой запрос. Сотрудник МФК предоставит вам необходимую информацию и подскажет, как действовать в затруднительной ситуации.