Представители Центробанка рассказали, по каким признакам можно определить телефонных мошенников, и как не дать им себя провести.
В период коронакризиса деятельность телефонных мошенников в России набрала обороты. Аферисты звонят и обманными путями получают от граждан конфиденциальные данные, которые затем используют для похищения денег с карт и счетов жертв. По подсчетам экспертов «Сбербанка», за год преступники позвонили клиентам этой организации примерно 15 млн раз. В 85% случаев незаконного вывода средств с банковских счетов и карт россиян жертвы самостоятельно передавали аферистам секретную информацию о себе, переводили деньги на неизвестные счета и совершали рискованные операции в банкоматах и терминалах.
Представители Центробанка в который раз напомнили гражданам о необходимости оставаться бдительными при общении с сотрудниками банков и других организаций по телефону. Эксперты составили список признаков, которые безошибочно указывают на то, что вы разговариваете с мошенником:
- Неожиданный звонок — представители банков никогда не звонят клиентам ранним утром, поздним вечером, в выходные или нерабочие дни. Это же правило касается и работников государственных ведомств. Если незнакомец по телефону представляется сотрудником полиции, банка, бюро кредитных историй, магазина, соцслужбы — это повод насторожиться и внимательно контролировать ход разговора.
- Диалог заканчивается необходимостью совершить денежный перевод — если собеседник просит перевести ваши деньги на любой «безопасный» счет, это — верный признак мошенничества. Предлогом для транзакции может стать инсценированный «взлом» вашей карты, «выход из строя» банковской базы данных, необходимость оплатить налог, бронь или взнос за участие в акции и т.д.
- Обещание крупной выгоды или запугивание потерей денег — мошенники часто играют на человеческих слабостях, предлагая собеседнику принять участие в розыгрыше ценных призов, оформить заманчивую выплату или пособие, выгодно инвестировать деньги. Отличительная черта их предложений — обещание мгновенной крупной прибыли без рисков. Иногда аферисты действуют наоборот: запугивают жертву угрозой ошибочного списания средств с карты, оформлением мошеннического займа, блокировкой счетов, потерей процентов по депозитам. Их цель – вызвать у собеседника сильные эмоции (интерес, страх, волнение, азарт), которые помешают ему трезво оценить ситуацию.
- Моральное давление, спешка — в ходе разговора злоумышленники настаивают на том, что принять решение или передать им определенную информацию необходимо срочно. Наращивая давление, они подгоняют собеседника, говорят напряженным тоном и постоянно напоминают о возможной потере средств.
- Попытки выведать секретную информацию — общение сводится к тому, что жертве необходимо сообщить собеседнику PIN- или CVV-код своей банковской карты, номер и срок ее действия, код из SMS-уведомления от банка, пароли доступа к онлайн-банку. Такая информация открывает мошенникам доступ к деньгам собеседника, позволяя им списать средства со счета или совершить покупку через интернет от имени жертвы.
Если вы заметили один из вышеуказанных признаков в разговоре со звонящим вам человеком, немедленно положите трубку. Перезвоните на горячую линию организации, от имени которой говорил ваш собеседник, и уточните информацию. Помните: передавая сторонним лицам конфиденциальную информацию о своих банковских счетах и картах, паролях и т.д., вы принимаете на себя полную финансовую ответственность за последствия. Банки не компенсируют похищенные средства, если вы добровольно сообщили аферистам секретные данные для доступа. Это же касается добровольных денежных переводов и самостоятельного оформления кредитов или займов на карту.
Как защититься от мошенников и научиться распознавать их уловки? Следите за обновлениями на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»! Сотрудники МФК регулярно публикуют полезные материалы о том, как грамотно использовать микрозаймы, вести личный бюджет и противодействовать мошенничеству. Загляните в разделы «Новости» и «Финансовая грамотность», чтобы обогатить свой багаж знаний интересными фактами.