Проверки коллекторских агентств

В течение последнего месяца под пристальным взглядом правительства — деятельность коллекторских компаний по всей России. Массовые проверки со стороны полиции приняли невиданный ранее масштаб.

Представитель НАПКА (Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств) сообщает о том, что, судя по всему, данная активность МВД — реакция властей на многочисленные жалобы россиян, а под особым «прицелом» проверяющего ведомства — проверка соблюдения коллекторскими агентствами закона «О персональных данных». На сегодняшний день в России нет ни одного закона, напрямую регулирующего деятельность коллекторов. Тем не менее, существуют другие действующие нормативы, регулирующие работу банков, выдачу потребительских кредитов и использование персональных данных российских граждан, соблюдение которых могут проверять органы внутренних дел.

По словам топ-менеджеров коллекторских организаций, при проверке их деятельности особое внимание уделялось процессу взаимодействия коллекторов с должниками, методы убеждения, сценарии переговоров и даже тренинговые программы сотрудников коллекторских агентств.

За первое полугодие 2015 года количество жалоб россиян на действия коллекторов удвоилось по сравнению с показателями прошлого года. Такие цифры приводит НАПКА. Причина очевидна: растет просроченная задолженность физлиц перед банками в связи с девальвацией рубля и общим снижением уровня жизни в стране. ЦБ сообщает о том, что каждый десятый денежный кредит, выданный физическим лицам, имеет просрочку более 90 дней, что составило в денежном выражении 1,9 трлн рублей по состоянию на июль 2015 года. По оценкам экспертов, со вступлением в силу закона о банкротстве физлиц, проблемной задолженности ещё прибавится.

По мнению некоторых участников финансового рынка, деятельность коллекторских агентств, несмотря на некоторую негативную окраску, необходима для наведения порядка на рынке кредитования. Если долги по кредитам не будут возвращаться, это может пагубно повлиять на устойчивость всей банковской системы страны. Вместе с тем ряд недобросовестных коллекторских агентств, пытаясь «выбить» проблемную задолженность, используют подходы, бросающие тень на весь рынок, заставляя должников писать жалобы в полицию.

Андрей Петков, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Честное слово», считает, что работа коллекторов должна быть строго регламентирована законом. Пока такого закона нет, «Честное слово» как добросовестная и прозрачная МФО, а также член саморегулируемой организации «МиР», сотрудничает только с серьёзными коллекторскими агентствами, которым важно соблюдение законов и сохранение репутации.

«Мы со своей стороны контролируем работу наших коллекторских агентств, особое внимание уделяя этике ведения диалогов с должниками», — даёт комментарий Андрей Петков.