Главным пробелом в финграмотности россиян, по мнению Минфина, является низкая осведомленность о методах защиты прав потребителей.
В Минфине назвали основные риски для населения в плане финансовой грамотности. На первом месте, по мнению сотрудников ведомства, оказалась недостаточная осведомленность граждан о механизме защиты прав потребителей финуслуг. Чиновники отметили: многие россияне не знают, как получить консультацию по вопросам сотрудничества с финорганизациями, и в каких случаях можно инициировать судебное разбирательство в связи с нарушением своих прав.
В список факторов риска включают также стремительную цифровизацию финуслуг. В Минфине пеняют на то, что правительство зачастую не успевает вовремя ввести в законодательство поправки, которые бы регулировали предоставление услуг в режиме онлайн. Ещё одним риском является нежелание населения обучаться финграмотности. Часть граждан психологически не готова получать новые знания и осваивать современные платежные инструменты. Особенно это касается старшего поколения, которое из-за различных стереотипов воспринимает повышение финграмотности как нечто не обязательное. Обучение молодёжи особенностям использования финуслуг проходит намного проще, поскольку эта категория граждан быстрее и с большим интересом воспринимает новые знания. Однако успешно применять на практике полученную информацию у молодых людей получается редко, по причине недостатка жизненного опыта.
В Минфине подчеркивают, что повышение финансовой грамотности является важной задачей для всех категорий населения, включая школьников, студентов, пенсионеров и т.д. Знания о том, как правильно пользоваться накопительными счетами, кредитами, быстрыми займами на карту и прочими финуслугами позволяют эффективно управлять личными финансами и избегать спорных ситуаций с кредиторами и банками.
Черпать информацию для повышения уровня собственных знаний можно на различных ресурсах. Например, в разделах «Блог» и «Новости» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» регулярно публикуются полезные статьи для пользователей. С их помощью можно узнать, как больше зарабатывать, защищать средства от мошенников, сокращать расходы и правильно пользоваться заёмными средствами.