Представители Центробанка назвали категории граждан, которые чаще всего страдают от действий мошенников.
Эксперты Центробанка совместно с игроками банковского рынка и психологами определили, кто из граждан чаще всего поддается на уловки финансовых аферистов. Изучив данные о случаях мошенничества, специалисты назвали пять типов жертв злоумышленников.
К первой группе отнесли индивидуалистов — людей с высоким уровнем дохода, которые легко тратят деньги на собственные нужды и безоговорочно доверяют современным платёжным технологиям. Часто на удочку мошенников попадаются ученики школ и вузов, а также граждане с особенностями адаптации в социуме. Они отличаются доверчивостью, излишней расточительностью, склонностью к спонтанным покупкам и рискованным операциям. Третья группа жертв мошенников — россияне, которые отвечают за планирование семейного бюджета, но при этом не располагают достаточным уровнем заработка. Они регулярно ощущают давление финансовых обязательств и ищут способы сэкономить; этой категории граждан присущи такие черты характера, как целеустремлённость и ответственность. К четвёртой и пятой группам эксперты относят домохозяек и пенсионеров соответственно. И неработающие женщины, и старики обычно доверчивы и легко идут на уступки, поэтому их не сложно убедить в чем-либо.
Бытует мнение, что для похищения средств мошенникам приходится применять новые технологии и изобретать сложные схемы. На самом деле аферисты чаще используют методы социальной инженерии, основанные на знании психологии потенциальных жертв. Страх граждан потерять средства, а также их желание получить быстрый и легкий доход направляет россиян прямиком в сети злоумышленников.
В большинстве случаев преступники звонят владельцам карт от имени банка, заявляя о несанкционированной попытке списать крупную сумму средств со счета, и просят предоставить данные карты, включая секретные пароли из SMS-сообщений и PIN-код для отмены операции. Нередко аферисты сообщают жертве о выигрыше в лотерею или о победе в конкурсе, а затем запрашивают конфиденциальные данные счёта для «перечисления денежного приза». Данные этой схемы просты, но эффективны: в состоянии спешки, страха или радости гражданам не приходит в голову усомниться в правдивости слов собеседника, поэтому они охотно передают ему требуемую информацию.
Специалисты по информационной безопасности называют социальную инженерию самой серьезной угрозой финансового рынка. На долю этого вида мошенничества приходится до 80% случаев хищения средств с карт граждан. Примечательно, что в последнее время аферисты чаще атакуют жителей страны в возрасте 32–48 лет, тогда как ранее их жертвами становились в основном пенсионеры.
В интернете все чаще появляется информация о существовании целых колл-центров, откуда злоумышленники обзванивают доверчивых россиян. Благодаря технологии интернет-телефонии преступники качественно подделывают номера телефонов банков и получают возможность звонить жертвам от имени финансовых учреждений. Активизацию телефонных мошенников эксперты считают в разы большей проблемой, чем утечку данных банковских клиентов, которая сейчас на слуху.
Главной защитой от аферистов является бдительность граждан и критическая оценка любой ситуации. В беседе с сотрудником банка нужно внимательно отслеживать нить разговора, чтобы вовремя заметить попытки выудить конфиденциальные данные. Если появились сомнения, стоит без объяснений положить трубку и перезвонить по официальному номеру организации, указанному на обороте банковской карты.
Хотите вовремя получать новости об актуальных событиях микрокредитного рынка и способах защиты от мошенников? Вам поможет сайт онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», где можно не только получить займ на банковский счёт онлайн, но и прочесть полезные статьи в разделах «Новости» и «Блог».