Центробанк фиксирует учащение случаев навязывания заёмщикам МФО допуслуг и намерен направить в компании тайного покупателя.
Проблема навязывания заемщикам дополнительных услуг перекочевала из банковского сектора в микрокредитный. Такой вывод сделали представители Центробанка, изучив жалобы потребителей микрозаймов на карту. В своих обращениях клиенты МФО пеняли на «обязательное» оформление страховки, юридического сопровождения и других платных сервисов при получении заемных средств. Недобросовестные компании сообщали клиентам, что отказаться от допуслуг нельзя, иначе им грозит отказ в займе.
Регулятор отметил, что данная практика еще не стала массовой, но ее необходимо искоренять уже сейчас. Он направил банкам, МФО, КПК и прочим организациям информационное письмо, в котором напомнил, что законодательство запрещает навязывание любых допуслуг «в нагрузку» к основному продукту. В Центробанке подчеркивают, что у потребители вправе от казаться от оформления любых дополнительных соглашений и сервисов без риска отказа в оформлении кредита или займа.
Также в 2020 году клиенты МФО чаще жаловались на трудности и отказы в получении кредитных каникул. Всплеск таких заявлений пришелся на конец марта, когда заемщики полностью не разобрались в особенностях получения отсрочки, но уже в июле поток заявлений ощутимо сократился. В целом количество жалоб клиентов на работу МФО в текущем году постепенно снижается относительно прошлого года.
Сотрудники регулятора планируют снова запустить проверку качества работы микрокредиторов при помощи тайного покупателя. В период карантина Центробанку пришлось отказаться от ревизий, но сейчас в них снова есть необходимость. Метод тайного покупателя эффективен, но достаточно дорого стоит, поэтому применяют его только в тех случаях, когда по-другому установить факт нарушения норм работы кредитора нельзя. Ревизор оценивает, насколько качественно компания информирует клиентов об особенностях займов, навязывает ли им допуслуги, указывает ли все необходимые сведения в договоре и т.д. Если по итогам проверки факт нарушения будет подтвержден, кредитора ждет максимальная мера ответственности.
Рынок МФО становится все более цивилизованным и безопасным, но токсичные практики на нем все еще встречаются. Выявить и ликвидировать их помогают заявления граждан, на которые регулятор оперативно реагирует. Если кредитор нарушает права заемщика, последний может обратиться не только в Центробанк, но также в Роспотребнадзор или даже в суд. Спорные ситуации, касающиеся имущественных претензий, помогает разрешить финансовый омбудсмен, услуги которого бесплатны для физлиц.
Во многих случаях компании предпочитают самостоятельно работать с жалобами клиентов и идут им на уступки. Поэтому прежде чем подавать заявление в Центробанк, следует сначала обратиться напрямую к кредитору. Нередко оказывается, что решить возникший конфликт можно без привлечения других ведомств и судебных исков.
Чтобы снизить риск нарушения своих прав, необходимо занимать средства только в законных и безопасных компаниях. В число таких организаций входит онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово», который выдает микрозаймы на прозрачных условиях. Занять средства в компании можно полностью дистанционно и только по паспорту. Нужно только заполнить онлайн-заявку, дождаться её одобрения и получить деньги на свою банковскую карту либо счёт.