Российских кредиторов могут заставить сообщать заёмщикам о причинах отказа в потребительском кредите или займе.
Члены парламента Калмыкии разработали законопроект, который обяжет кредиторов раскрывать причину отказа в кредите или займе до зарплаты клиентам. Авторы инициативы считают, что заемщики должны знать свой кредитный потенциал и иметь возможность его улучшить, в этом им помогут комментарии организаций. Проект закона уже находится на рассмотрении в Госдуме.
На данный момент компании, кредитующие граждан, вправе не объяснять клиентам причины отклонения заявки на займ. Из-за этого люди остаются в неведении касательно негативных факторов, препятствующих оформлению потребкредита, и не могут повлиять на ситуацию. Вместо того, чтобы исправить свою кредитную историю или улучшить другие параметры, заёмщики отправляются на поиски альтернативных способов занять средства. Это приводит их в руки теневых кредиторов, провоцируя просрочку и дальнейшее ухудшение кредитного рейтинга.
Компании не сообщают клиентам причины отказа, т.к. анкеты заемщиков анализируют автоматические скоринговые системы, которые изучают десятки факторов. А потому отказ основан на совокупности параметров и точно сказать, почему заявка отклонена, практически невозможно. Кроме того, кредиторы не хотят раскрывать методику оценки клиентов, чтобы недобросовестные заемщики не смогли использовать эту лазейку для манипуляции данными. Если человек знает, какие параметры повлияли на решение по займу, он сможет их сфальсифицировать, чтобы в следующий раз пройти скоринг. Во избежание мошенничества причины отказа не сообщают даже кредитным менеджерам: сотрудник компании может начать оформлять только «проходные» заявки, в результате вырастет просрочка и убытки для кредитора.
Еще одна причина секретности — высокий риск конфликтов с клиентами. Получив обоснованный отказ по заявке, многие клиенты хотят его оспорить и ведут себя агрессивно. Также кредиторы хотят избежать ситуаций, когда причина отказа в займе становится поводом для подачи судебных исков и жалоб заемщиков в регулирующие органы. Такие последствия лишь увеличат нагрузку на сотрудников регулятора и усложнят жизнь компаниям.
При этом основные факторы, которые влияют на шансы получить потребкредит, не являются секретом для граждан. Кредиторы в первую очередь проверяют кредитную историю и способность заемщика выполнить свои финансовые обязательства. Значение имеют не только активные просрочки, но и частота обращений человека в банки и МФО, наличие накопительных счетов и долгов по другим видам займов. Также компании изучают информацию о клиенте из социальных сетей и сравнивают эти данные с указанными в заявке.
Отказ в займе означает, что заёмщику нужно проверить свою кредитную историю и персональный кредитный рейтинг. Может оказаться, что человек не до конца погасил предыдущий займ, или возникла задолженность из-за того, что мошенники оформили ссуду на его имя. Проверка поможет определить ошибки в кредитном отчете, которые негативно влияют на рейтинг заемщика. Чтобы повысить свои шансы на одобрение займа, эксперты также не рекомендуют подавать несколько заявок одновременно.
Как получить деньги в долг людям с неидеальной кредитной историей? Обратиться в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово»! МФК выдает микрозаймы гражданам РФ старше 18 лет, предлагая прозрачные условия обслуживания и лояльное отношение к заёмщикам. На срочную финансовую поддержку могут рассчитывать студенты, пенсионеры и граждане с разным уровнем доходов. Главное требование сервиса — отсутствие активных просрочек на момент обращения и наличие стабильного дохода: стипендии, пенсии или зарплаты.