В России появятся посредники между сотовыми операторами и кредиторами для проверки информации об абонентах.
Банки и законные взыскатели смогут проверить данные абонентов сотовой связи при помощи специальных посредников. Соответствующие поправки внесены в законопроект о создании Единой информационной базы абонентов, а сам документ уже подан на второе чтение в Госдуму. Авторы закона ожидают, что новация повысит эффективность идентификации клиентов финансовых организаций.
Напомним, закон о формировании Единой информационной системы предусматривает создание базы данных абонентов сотовой связи, в которой должны храниться и постоянно актуализироваться сведения о статусе обслуживания владельцев сим-карт: например, информация о смене телефонного номера, включении переадресации и т.д. Инициаторы законопроекта хотят, чтобы банки, коллекторы и компании, выдающие займы до зарплаты, могли подать запрос на проверку личности владельца номера телефона и получить актуальные сведения.
Новация позволит кредиторам и взыскателям мгновенно узнать, принадлежит ли сим-карта конкретному человеку, а доступ к подобной информации повысит эффективность выявления мошеннических заявок на получение кредитов и сократит количество случаев, когда коллекторы пытаются связаться с должником по устаревшему номеру.
Привлечение технических посредников поможет реализовать проект закона: сервисные компании наладят сбор информации от операторов сотовой связи и её дальнейшую передачу финансовым организациям. Также работа посредников поможет Центробанку контролировать содержание сведений, которые передают операторы, с целью защиты прав российских граждан. Представители Центробанка отмечают, что услуги операторов по проверке данных не будут бесплатными, а формирование их стоимости обоснуют. При этом операторы не смогут отказать финорганизациям в присоединении к базе данных напрямую или же через посредника.
Предлагаемая новация вызвала ряд вопросов со стороны игроков банковского рынка. Многие банки уже сотрудничают с сотовыми операторами напрямую, проверяя актуальность предоставляемых клиентами номеров телефонов, поэтому сомневаются в необходимости создания посредника и дополнительном регулировании передачи данных. Рядовым гражданам новый закон принесет немалую пользу. Он снизит риск возникновения ситуаций, когда, после смены сим-карты, с абонентом связываются коллекторы и требуют оплаты долга за бывшего владельца номера. Вступление данной нормы в силу сыграет на руку и самим взыскателям: оно сократит расходы коллекторов на контакты с должниками, повысит результативность взыскания и снизит количество жалоб граждан.
В связи с появлением новации, специалисты напоминают россиянам о необходимости ответственно относиться к передаче своих контактных данных при оформлении кредитов и займов. Важно указывать только актуальные и корректные номера телефонов, обязательно уведомляя кредитора об их изменении. Чаще всего обновить свой номер можно самостоятельно, в виртуальном личном кабинете на сайте банка или микрофинансовой компании.
Клиенты онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» при регистрации также получают доступ в персональный аккаунт, где хранятся все сведения, которые заёмщик вводит при заполнении заявки на микрозайм. При изменении номера телефона, адреса проживания или любых других персональных данных ввести новую информацию можно в один клик. Вовремя актуализируя личные сведения, вы повышаете шансы на получение займов в будущем.