Новые правила для ошибок в кредитных историях

У клиентов банков, МФО и других финансовых организаций может появиться возможность оспаривать данные кредитной истории онлайн.

Центробанк рекомендует российским финансовым организациям создать для своих клиентов возможность оспаривать данные кредитной истории в онлайн-режиме. Для этого компании могут добавить на свои сайты и мобильные приложения опцию для формирования соответствующего электронного заявления, которое после заполнения будет направляться в Бюро кредитных историй (БКИ). Данное требование касается банков, МФО, кредитных кооперативов, лизинговых компаний и других организаций, которые передают данные клиентов в БКИ.

Если человек сейчас находит ошибку в своей кредитной истории, ему нужно самостоятельно обращаться в БКИ и контролировать исправление сведений. Но уже в январе 2022 года в силу вступит норма, которая разрешит гражданам оспаривать неправильные данные через компанию, которая их подала: банк, МФО и т.д. При этом кредитор обязан принять подобное заявление и проследить, чтобы в БКИ внесли необходимые правки.

В условиях пандемии многие граждане не могут посетить офис организации или почтовое отделение, чтобы лично заявить об ошибке. Поэтому у них должна быть возможность подать заявление в онлайн-режиме через сайт компании, ее мобильное приложение или электронную почту. Если организации выполнят рекомендацию Центробанка, то это существенно расширить возможности граждан и повысит доступность финансовых услуг.

Эксперты напоминают: кредитную историю важно проверять как минимум несколько раз в год. В досье можно выявить ошибочные записи о просрочках, отметки о кредитах и займах, которые вы не оформляли, и даже попытки мошенников занять средства на ваше имя. Чтобы получить отчет, нужно на сайте «Госуслуг» заказать список БКИ, куда кредиторы передают ваши данные, обратиться в каждую организацию из перечня и запросить свое досье. Дважды в год можно просматривать кредитную историю бесплатно.

Проверять свое досье нужно даже людям, которые никогда не занимали средства в банках или МФО. Мошенники могут длительное время пользоваться похищенными персональными данными человека и далеко не сразу портить его кредитную историю. Иногда они оформляют несколько небольших займов и добросовестно их возвращают, чтобы завоевать лояльность кредитора. Далее они занимают крупную сумму и уже с ней исчезают.

Просмотреть кредитную историю стоит, если банки и МФО отклоняют ваши заявки, несмотря на отсутствие активных просрочек и стабильный доход. Признаком ошибочных данных в досье или мошеннических ссуд может быть также резкое падение персонального кредитного рейтинга.

Что делать, если аферисты получили на ваше имя займ на банковский счет? Как защитить персональные данные от мошенников? Ответы на эти и другие важные вопросы ждут вас в разделе «Финансовая грамотность» на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». МФК регулярно готовит и публикует обучающие и информационные материалы на тему противодействия мошенничеству, грамотного использования микрозаймов, планирования бюджета, оформления государственных льгот и т.д. А в разделе «Новости» вы можете узнать о самых значимых событиях рынка МФО, законодательных изменениях и интересных исследованиях.