Взыскатели разработали поправки к законодательству, которые защитят права участников коллекторского рынка.
Участники Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) разработали поправки к профильному закону, который регулирует процесс взыскания долгов по кредитам и займам на карту. По мнению коллекторов, актуальные нормативные акты защищают исключительно интересы должников и не учитывают права игроков рынка. Чтобы исправить сложившийся дисбаланс, взыскатели предлагают внести изменения в некоторые положения действующего закона.
Новый законопроект о взыскании, разработанный экспертами Минюста, вступит в силу в 2021 году. Авторы документа чётче обозначат требования к деятельности по взысканию долгов и усилят блок защиты прав граждан. Сейчас некоторые нормы действующего закона создают правовой «перевес» в пользу должников, тем самым усложняя работу коллекторских компаний: в частности, обязательный досудебный порядок взыскания задолженности, а также требования по возмещению морального вреда и убытков должникам при нарушении закона.
Участники НАПКА хотят дополнить закон обязательствами для задолжавших: гражданам запретят оскорблять коллекторов в ходе общения, а также оставлять ложную персональную и контактную информацию. Кроме того, взыскатели обяжут должников использовать электронную почту, которая изначально приведена в договоре с кредитором. Если выяснится, что контактные данные заемщика не актуальны или не соответствуют действительности, его обяжут возместить ущерб, который понесли коллекторы.
Также взыскатели настаивают на праве кредиторов заключать с клиентами соглашение об изменении порядка взаимодействия еще до того, как возникнет просрочка. По мнению НАПКА, такая мера будет дисциплинировать заёмщиков, а взыскателям даст возможность работать эффективнее. На данный момент подписывать подобный документ разрешено только после того, как заёмщик нарушит график платежей и формально перейдет в статус должника.
Своими правками коллекторы хотят обратить внимание Минюста на тот факт, что профильное законодательство обязано учитывать интересы всех сторон, а не только должников. По статистике, только каждая десятая жалоба на действия взыскателей соответствует действительности и приводит к составлению протокола. Гораздо чаще должники подают заявления, чтобы избежать погашения долга, при этом они не стесняются указывать неправдивую информацию для оправдания себя. Общаясь с коллекторами, граждане часто используют ненормативную лексику, оскорбления и угрозы, что подтверждают записи телефонных разговоров. К сожалению, закон не предусматривает наказания за ложные жалобы и оскорбление чести и достоинства сотрудников агентств по взысканию задолженности.
Мнение правозащитников в корне отличается от позиции коллекторских агентств: эксперты проекта Общероссийский народных фронт «За права заёмщиков» отмечают, что взыскатель и должник относятся к разным «весовым категориям». Кредиторы и коллекторы используют услуги профессиональных юристов, имеют больше практики и финансовых возможностей для защиты своих прав. В свою очередь, большинство заёмщиков обладают невысоким уровнем финансовых и правовых знаний, из-за чего им сложнее отстоять свою позицию в суде. Поэтому законодательство, по мнению экспертов проекта, должно больше защищать должников, как сторону, которая априори слабее.
Не сталкиваться с взыскателями и необходимостью погашать долги позволяет ответственное отношение к оформлению займов и обращение в законную, безопасную МФО. В число таких компаний входит онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Новые клиенты МФК занимают до 30 000 рублей всего под 1% в день, а постоянные клиенты компании участвуют в программе привилегий и получают займы на еще более привлекательных условиях.