Финансовая грамотность россиян растет, поэтому отечественные заемщики все увереннее общаются с кредиторами и активно защищают свои права.
Эксперты Центробанка представили результаты деятельности микрофинансового рынка в 1-м квартале 2019 года. Статистика показала, что за первые три месяца текущего года МФО нарастили портфель выдач на 45%, а объём выданных микрозаймов — на 33,7% относительно аналогичного периода прошлого года. С ростом количества оформляемых займов увеличилось и число заявлений россиян, указывающих на недостатки в работе микрокредиторов.
Согласно данным Центробанка, в 1-м квартале 2019 года россияне подали 6,8 тыс. шт. жалоб на неправомерные действия МФО; годовой прирост показателя составил 33,1%. Эксперты подсчитали, что на каждую тысячу выданных займов на карту срочно пришлось 0,81 заявления. В основном заемщики пеняли на некорректную работу компаний в ходе работы с просроченной задолженностью, а также превышение граничного размера начислений по микрозайму.
По мнению специалистов, рост количества жалоб не говорит о том, что кредиторы стали хуже работать или чаще нарушать права заемщиков. Главной причиной подобного результата является высокая востребованность микрозаймов среди россиян. Число клиентов МФО увеличивается с каждым кварталом, соответственно, растет и частота обращений по поводу возможных нарушений со стороны компаний.
Также важно учитывать, что в большинстве случаев заявления граждан касались действий нелегальных кредиторов. Именно «чёрные» МФО обычно нарушают правила взаимодействия с должниками, выдают займы под завышенные проценты и практикуют начисление незаконных комиссий и штрафов. При этом они не желают идти на контакт с клиентами, практически вынуждая их обращаться в различные инстанции. В свою очередь легальные компании дорожат репутацией и местом в госреестре, поэтому тщательно следуют законодательным нормам и стараются самостоятельно решать все спорные вопросы.
Активность заемщиков также отражает повышение уровня финансовой грамотности в стране. Граждане изучают свои права, интересуются правилами работы МФО и коллекторских агентств, обращают внимание на изменения в профильном законодательстве. Также они знают, куда следует обращаться в случае неправомерных действий кредитора. Поэтому клиенты МФО, столкнувшись с нарушениями, подают жалобы в Центробанк, Роскомнадзор и другие ответственные органы.
В целом подобная активность заемщиков благотворно влияет на работу рынка микрокредитования: заявления граждан позволяют Центробанку более эффективно выявлять незаконные МФО и предпринимать соответствующие меры. Они также помогают самим кредиторам определить слабые места в своей работе и устранить имеющиеся недостатки. В результате на рынке становится меньше недобросовестных организаций.
Хотите занять средства до зарплаты без риска нарушения своих прав? Обратитесь в онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово». Это законная МФК, которая работает в рамках требований Центробанка и выдает микрозаймы на прозрачных условиях. Новые клиенты оформляют в сервисе займы на сумму до 10 тыс. рублей по паспорту, без справок о доходах и других ненужных формальностей. При этом «Честное слово» всегда идет навстречу заемщикам, быстро рассматривая поступающие обращения. Появились вопросы по поводу работы МФК, условий получения микрозайма или процесса оформления займа? Напишите их специалисту сервиса через онлайн-форму обратной связи, чтобы получить быстрый ответ.