По состоянию на конец сентября этого года общая сумма просроченных микрозаймов достигла отметки 101,4 млрд рублей.
Сотрудники компании «Национальная служба взыскания» (НСВ) изучили динамику просроченных займов на рынке МФО с начала текущего года. Исследование показало, что по состоянию на конец сентября число заёмщиков, которые просрочили погашение займа на карту более чем на 90 дней, достигло 3,5–4 млн человек. Данное значение на 25% превысило результат аналогичного периода прошлого года. Общая сумма безнадежной просрочки с учетом пени и штрафных санкций достигла 101,4 млрд рублей.
Лидером по количеству должников стал Южный ФО: здесь проживает 23,3% всех неплательщиков МФО. В топ-3 по числу задолжавших перед микрокредиторами граждан вошли также Центральный и Сибирский ФО с результатами 20,8% и 19,2% соответственно. Южный ФО занимает первое место по количеству неплательщиков из-за того, что большинство его жителей получают сезонные заработки. Создается ситуация, когда население активно использует заёмные средства для оплаты срочных нужд, но при этом граждане не располагают возможностями своевременно исполнить свои финансовые обязательства. Резкий рост просрочки эксперты традиционно фиксируют в осенне-зимний период: в это время поток туристов снижается, а большинство граждан оказываются без основного источника дохода.
В ближайшем будущем аналитики ожидают сокращения уровня просрочки по займам МФО. Причиной улучшения качества портфеля микрозаймов станет ужесточение регулирования отрасли, которое заставит компании применять более эффективные технологии скоринга. Следуя требованиям регулятора, кредиторы станут тщательнее изучать данные клиентов, отсеивая заявки с высоким риском дефолта. Такой подход даже в краткосрочной перспективе положительно скажется на количестве и объеме просроченных займов.
Ещё одним фактором, который повлияет на снижение уровня долгов, является специфика взыскания задолженности по микрозаймам. Коллекторские агентства работают с должниками МФО в среднем 24–28 дней, возвращая в график платежей за это время более 35% клиентов. Для сравнения: средний срок работы взыскателей с банковскими клиентами составляет 2–3 месяца. В 25% случаев заемщики МФО погашают долг после первого телефонного звонка сотрудников компании, еще 45% неплательщиков возвращают средства, если кредитор проявляет настойчивость и присылает письма, а также уведомления на электронную почту и мобильный телефон. Нередко в ходе разговора с должником оказывается, что человек не в состоянии погасить микрозайм из-за временных финансовых трудностей. В таких случаях сторонам удается договориться о продлении срока действия займа, отсрочке даты внесения платежа или других способах решения проблемы.
С ростом финансовой грамотности россияне начали ответственнее подходить к выполнению своих долговых обязательств. Главным фактором стало ужесточение требований к заёмщикам со стороны МФО и банков, вследствие чего получить деньги в долг при наличии активной просрочки стало практически невозможно. Чтобы повысить шансы на оформление будущих ссуд, заёмщики стараются своевременно погашать открытые микрозаймы, а в случае просрочки — идут на диалог с кредитором.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число компаний, которые стараются войти в положение клиентов, переживающих период финансовых трудностей. Если заёмщик временно потерял платежеспособность по уважительной причине и может подтвердить это документально, МФК предложит приемлемые варианты погашения долга, увеличив срок выплаты или разбив сумму займа на платежи. Если сроки выплаты средств по вашему договору уже вышли, не теряйте времени и пишите в службу поддержки «Честного слова».