Как мошенники похищают деньги граждан?

Эксперты назвали основные мошеннические схемы по выводу средств россиян с помощью методов социальной инженерии.

В июле аналитики Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) изучили знания россиян о том, какие данные банковской карты можно передавать третьим лицам, а какие — нет. По итогам исследования потенциальными жертвами аферистов оказались 27% респондентов, готовых сообщить посторонним людям срок действия своей карты и CVV-код. Также организаторы опроса установили, что 31% граждан хотя бы раз сталкивались с попытками похитить средства с их счетов.

В период карантина преступники активно используют тему коронавируса, играя на интересе жителей РФ к государственным льготам и компенсациям. В число самых популярных схем обмана входят следующие:

  1. Ложные компенсации за бронь гостиниц и авиабилетов

Мошенники обещают помочь с возвратом денег за оплаченные путевки, бронь гостиниц и авиабилетов, которые «сгорели» из-за всемирной пандемии. Чтобы получить такой ваучер, пассажир должен открыть депозит на сайте агрегатора или авиаперевозчика, затем компания зачислит на счет клиента компенсацию за просроченный билет. Аферисты предлагают гражданам «помощь в оформлении ваучера», для чего запрашивают у легкомысленных клиентов данные банковской карты и код из SMS-сообщения от банка «для списания платы за услугу». После этого деньги жертвы исчезают в неизвестном направлении.

  1. Ложные льготы, пособия и отсрочки по кредитам

Мошенники звонят человеку от имени банка и сообщают о возможности получить помощь государства в связи с коронавирусом. В качестве «господдержки» могут называть различные пособия, в том числе, выплаты на детей, различные льготы, кредитные каникулы по ссудам и займам на карту. Для оформления помощи преступники просят сообщить реквизиты платежной карты и данные ее владельца. Иногда хакеры подделывают сайт Госуслуг, а также создают фейковые порталы, на которых якобы можно подать заявку на материальную помощь от государства. В ходе регистрации пользователей просят внести в форму свои персональные данные и полные реквизиты банковской карты или счета.

  1. Ложное сообщение о мошенничестве

Аферисты звонят владельцу карты и сообщают, что злоумышленники пытаются сменить номер телефона, прикрепленный к его счету, или списать с него средства. Для «идентификации личности» и «спасения денег» мошенники просят сообщить данные карточки и код от банка, который приходит в SMS-сообщении. Получив все необходимые сведения, они выводят остаток средств с карты жертвы на свой счет или оплачивают деньгами владельца карты онлайн-покупку.

  1. Ложная лотерея

Россиянам предлагают участие в лотерее за прохождение опроса на определенном сайте. В качестве приза участники могут получить крупную сумму денег или ценный подарок. После участия в исследовании пользователей просят заполнить анкету, указав свои персональные данные и реквизиты карты, а также отправить на счет «компании» небольшую сумму: 150–200 рублей. После денежной транзакции участники «лотереи» теряют связь с аферистами, а вот их банковские реквизиты попадают под риск проведения незаконных операций.

  1. Установка программы для удаленного доступа к смартфону

Мошенники звонят россиянам и под разными предлогами уговаривают своих жертв установить программу для удаленного управления смартфоном. С ее помощью аферисты получают доступ к мобильному устройству собеседника и могут совершать денежные операции от его имени. Чтобы завоевать доверие, злоумышленники в общении оперируют названиями известных финансовых и государственных организаций. Также они создают копии сайтов и подделывают номера телефонов выбранных компаний. В ход идут и персональные данные собеседников, которые находятся в открытом доступе.

Главным способом защиты от кибер-преступников остается простая бдительность и соблюдение правил конфиденциальности. Никому не сообщайте свои банковские реквизиты, срок действия карты, CVV- и PIN-коды, пароли из SMS-сообщений. Получив предложение от известной организации участвовать в лотерее или оформить льготу, обязательно свяжитесь с её официальным представителем и уточните, правдива ли эта информация. То же правило распространяется и на сообщения о мнимых блокировках карты и списании денег.

Хотите узнать больше о том, как защититься от мошенников? Следите за обновлением информации в разделе «Финансовая грамотность» нашего сайта, чтобы стать неуязвимыми для аферистов!