«Натренированные» последним кризисом 2008 года, наши сограждане в 2015 году успешно внедряют действенную стратегию персональной экономии.
Девальвация рубля в декабре 2014 года оказала существенное влияние на потребительские настроения и покупательское поведение российских граждан. Согласно отчёту международной исследовательской компании GFK, если в ноябре 2014 года только 16% респондентов исследования почувствовали на себе или своей семье действие кризиса, то в марте 2015 года таких уже было в три раза больше — 43%. В конце осени 2014 года 49% участвующих в опросе GFK говорили о том, что не намерены ничего менять в структуре своих затрат. В конце весны 2015 года уже 80% россиян сообщили о намерении экономить, откладывать и отказываться от покупки некоторых товаров и услуг.
Соцопрос ВЦИОМ показал, что за первое полугодие 2015 года до 32% выросло количество наших сограждан, которые стараются покупать в магазинах более дешевые товары. Данную тенденцию подтверждают и ритейлеры: крупнейшие торговые сети России отмечают замедление продаж и снижение ожидаемых темпов прироста выручки. Кроме того, была отмечена высокая востребованность ценовых акций и переключение потребительского спроса на продукцию более доступных марок.
В рамках исследования компании «инФОМ», проведённого по заказу Центрального Банка России, покупатели рассказали о своей стратегии экономии в условиях инфляции. Чуть более трети участников (35%) выбирают более дешевые аналоги привычных продуктов, ещё треть (31%) стала реже покупать или отказываются от некоторых покупок, по 16% опрошенных ищут подработку и выращивают овощи/фрукты самостоятельно, а также делают заготовки продуктов. Интересно, что 5% опрошенных занимают недостающие деньги у друзей и родственников, а ещё 2% обращаются за кредитами в банки. В перспективе две последние группы респондентов могут перейти на оформление микрозаймов в МФО.
Любопытно, что рост среднего чека ведущих российских ритейлеров по итогам первой половины 2015 года не достиг темпов роста официальной инфляции от Росстата. Этот факт говорит о том, что российские покупатели массово корректируют своё покупательское поведение, отказываются от импульсных покупок в сторону рационального выбора и уже хорошо знают, как частично нивелировать рост цен на продукты.
По информации клиентов онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», оформив микрозайм на карту, можно расплачиваться ею в торговых сетях и участвовать в дополнительных акциях некоторых супермаркетов, которые стимулируют оплаты покупок картой в определённые дни недели.