С 1 января 2020 года жители РФ смогут решить спорную ситуацию с микрофинансовой организацией при помощи финансового омбудсмена.
На рынке микрозаймов вступила в силу одна из наиболее важных инициатив. С 1 января 2020 года россияне могут использовать досудебное обращение к финансовому омбудсмену для решения имущественных споров с компаниями, выдающими займы до зарплаты. Услуги финуправляющего бесплатны для граждан, которые подали соответствующее заявление в письменной или электронной форме. Согласно новым нормам, финомбудсмен уполномочен рассматривать имущественные споры, требования по которым не превышают 500 тыс. рублей. Решения этого специалиста приравниваются к судебным, но если заявитель не согласится с вердиктом, то сможет его обжаловать.
Обращение к финомбудсмену уместно в случаях, когда заемщику не удалось решить спорный вопрос напрямую с кредитором. Если у клиента МФО есть претензии к организации, он должен сначала направить ей соответствующее заявление. Для ответа на обращение у кредитора есть 30 дней, а если заявитель не получил письмо с решением организации, или оно его не устраивает, тогда он вправе привлечь финансового омбудсмена. Обратиться к финуправляющему можно без оплаты, для этого необходимо подать заявление в письменной или электронной форме на сайте омбудсмена. Решение поступит к заявителю в 15-дневный срок.
Бесплатными услуги финуправляющего будут только для граждан, а вот МФО придется платить за его работу. Если решение омбудсмена окажется не в пользу компании, то ее обяжут сделать взнос в размере 34 тыс. рублей. Если спор выиграет кредитор, ему не придется ничего платить. В ситуации, когда МФО самостоятельно договорится с заемщиком, размер взноса составит от 8,5 тыс. до 17 тыс. рублей, в зависимости от сроков урегулирования спора.
Если МФО не согласится с вердиктом омбудсмена, она вправе обратиться в суд и обжаловать решение в течение 10 дней с момента его вступления в силу. Аналогичная возможность доступна и потребителям: заемщики могут подать иск в 30-дневный срок с момента принятия решения финуправляющим. Если микрофинансовая организация откажется выполнять предписание омбудсмена, заемщик сможет получить специальное удостоверение, которое позволит привлечь приставов.
Игроки рынка МФО положительно восприняли инициативу правительства. При этом компании отмечают, что в институте финомбудсмена не продуман механизм взаимной ответственности. Для потребителей не предусмотрены никакие санкции в случае ложного обращения, равно как и механизм возмещения убытков, понесенных МФО. Если заемщика не устраивает ответ кредитора в спорной ситуации, ему проще заполнить форму на сайте омбудсмена, чем идти в суд. В данном случае человек ничем не рискует и ничего не теряет даже при проигрыше. Поэтому на рынке может сложиться ситуация, когда потребители привлекают финуправляющего «на всякий случай», нагружая дополнительной работой и МФО, и самих омбудсменов.
Аналитики смогут сказать, насколько сомнения кредиторов оправданны, только после того, как накопится достаточная масса соответствующих кейсов. А на данном этапе от введения института финансового управляющего ждут повышения прозрачности и безопасности рынка микрозаймов.
Ответственные МФО стараются самостоятельно взаимодействовать с заемщиками, не допуская конфликтных ситуаций. Легальные компании часто идут навстречу клиентам и предлагают различные уступки при решении споров. Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» также активно сотрудничает с клиентами и помогает им в решении сложных вопросов. Для клиентов компании на сайте сервиса предусмотрена онлайн-форма обратной связи, в которой можно моментально связаться с сотрудником «Честного слова» и получить необходимую консультацию.