Президент национальной ассоциации коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев рассказал о причинах появления задолженности у жителей России.
Материальные сложности не дают шанса вовремя вносить платежи по кредитным обязательствам 58% жителей РФ. В число финансовых причин, из-за которых заёмщики становятся должниками, входят снижение объема заработков (30%), слишком высокая кредитная нагрузка (20%), увольнение (18%), отсутствие средств на погашение займа в связи с подорожанием товаров и услуг (17%), семейные причины (5%), недостаток средств для погашения кредита из-за промаха при планировании бюджета.
Помимо проблем с деньгами, 9% заёмщиков сообщили, что не платят по кредиту, т.к. не согласны с суммой долга, а 6% должников не внесли вовремя платёж потому, что не разобрались в тонкостях услуги и не поняли, как оплатить задолженность. Лишь 5% от общего числа задолжавших кредиторам граждан можно назвать мошенниками, которые с самого начала не собирались возвращать оформленный займ.
Интересно, что 10% россиян с просрочкой собираются возвращать средства кредитору лишь после соответствующего решения суда. При этом, по словам Мехтиева, добропорядочным заемщикам при наличии определенных материальных проблем удается восстановить регулярность выплат в течение 4–6 месяцев и не доводить процесс взыскания до судебных разбирательств.
Доля должников, которые не считают нужным «платить по счетам» оставляет лишь 7%. Эта категория граждан всеми силами пытается уйти от ответственности, выдумывая новые причины собственной неплатежеспособности. В таких случаях точку в разбирательствах ставит решение суда. После этого нерадивым заемщикам приходится возвращать не только тело кредита, но и другие начисления, в том числе, оплачивать судебные издержки. Взыскивают долги по судебным решениям уже судебные приставы.
Обращаясь к задолжавшим, Мехтиев призывает их рассматривать взыскателей не как угрозу, а как грамотного консультанта, который подскажет оптимальные варианты действий при наступлении просрочки. Диалог всегда лучше избегания проблемы, ведь долги сами по себе не исчезнут, а по мере накопления приведут к более серьезным проблемам, чем просто испорченная кредитная история.
В феврале этого года Минюст вынес на общественное обсуждение законопроект «О деятельности по возврату просроченной задолженности с физических лиц». Авторы проекта хотят сделать обязательным информирование должников о намерении коллекторов или кредитора подать в суд. Уведомление будет поступать адресату за 30 дней до даты разбирательства посредством отправки заказного письма или других, более современных, каналов коммуникаций: например, через госуслуги или электронную почту.
Президент НАПКА считает, что доступ коллекторов к инструментам портала госуслуг приведет к снижению издержек взыскателей на рассылку бумажных писем и улучшит эффективность взаимодействия с должниками. Кроме того, возможностями портала уже пользуются БКИ для идентификации заемщиков, так почему профессиональные кредиторы и коллекторы не могут получить аналогичный доступ для решения своих задач?
Каждый должник заслуживает второго шанса и возможности исправить свою ошибку перед тем, как суд поставит точку в споре между ним и кредитором. Именно на это и направлена инициатива НАПКА. Добросовестные участники рынка придерживаются аналогичной политики при работе с задолжавшими клиентами, стараясь поощрить клиентов с просрочкой к исполнению своих обязательств.
МФК «Честное слово» лояльно относится к гражданам, которые временно потеряли платёжеспособность по уважительной причине, но не скрываются от менеджеров компании в попытках избежать погашения займа. Клиенты, которые подтвердили документально факт потери места работы, трудностей со здоровьем и других причин, могут рассчитывать на рассрочку платежа и сохранение кредитной истории незапятнанной.