Коронакризис научил россиян повышать свою финансовую грамотность и ответственнее относиться к долговым обязательствам.
В период пандемии россиянам пришлось осваивать новые онлайн-сервисы и активнее пользоваться ссудами, срочными займами на карту и прочими финансовыми продуктами в удаленном режиме. Изучая современные каналы взаимодействия с банками и МФО, граждане повысили уровень финансовой грамотности. Об этом рассказали эксперты банка «Русский стандарт», изучив результаты опроса клиентов.
В ходе исследования 46,7% высоко оценили уровень своей финграмотности, хотя годом ранее доля таких ответов составляла только 10,5%. Интересно, что в 2018 году уверенными в своих финансовых знаниях были 27,8% опрошенных граждан. Аналитики пояснили, что оценка респондентов зависит от экономической ситуации в стране: в период стабильности люди ощущают себя спокойнее, поэтому реже сомневаются в своих решениях.
Средним уровень своих знаний назвали 49,6% участников опроса, а низким — 3,7% граждан. В 2020 году неудовлетворительной свою финграмотность посчитали 18,2% клиентов.
Период жесткого карантина изменил правила использования практических всех услуг, в том числе финансовых. Многие люди отказались от посещения офисов банков и МФО, решая свои вопросы через онлайн-банкинг, сервисы удаленного обслуживания и горячие линии компаний. В таком режиме россияне стали чаще изучать особенности различных финансовых продуктов и инструментов, интересоваться методами противодействия мошенничеству, ведением личного бюджета, способами реструктуризации долгов.
Вопросом повышения финансовой грамотности населения уже несколько лет занимается Центробанк совместно с Минфином. Сейчас ведомства вводит норму, согласно которой, курс «Финансовая грамотность» должен появиться в программе начальной и средней школы. Дети будут изучать основы ведения семейного бюджета, планирования расходов, анализа цен на товары и услуги. Курс также включает информацию о киберграмотности, защите от мошенников и даже составлении базовых документов (деклараций, заявлений и т.д.). В таких условиях в стране появляется поколение финансово грамотных граждан, которые умеют контролировать свою долговую нагрузку, инвестировать и эффективно пользоваться средствами.
Повысить уровень своих финансовых знаний можно не только в школе, но и самостоятельно, используя информационные материалы. Например, на сайте Центробанка опубликовано много полезные обучающих статей на различные темы, которые помогают разобраться в услугах финорганизаций, работе финансовой системы страны и других базовых вопросах. Узнать необходимую информацию можно также на сайтах крупных банков и МФО, которые заинтересованы в ответственных и грамотных клиентах.
Онлайн-сервис микрокредитования «Честное слово» входит в число компаний, которые являются для своих клиентов не только финансовыми партнерами, но и личными финансовыми консультантами. На сайте МФК есть раздел «Финансовая грамотность», в котором регулярно публикуются интересные информационные статьи на тему оформления и обслуживания кредитов и займов, снижения долговой нагрузки, управления личным бюджетом, противодействия мошенничеству. Все материалы находятся в свободном доступе!