Должники обещают, но не выполняют

Задолжавшие по кредитам и займам россияне активнее идут на контакт с взыскателями, но не спешат погашать задолженность.

Эксперты Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) изучили уровень контактности должников в период пандемии. Этот показатель рассчитывали как долю телефонных звонков по активным номерам заемщиков, на которые ответили клиенты. Согласно данным проведенного исследования, в категории выкупленных взыскателями договоров (цессионная задолженность) контактность выросла. В то же время, неплательщики банков, с которыми коллекторы заключили агентские договоры, стали хуже выходить на контакт.

В апреле 2020 года в категории агентского взыскания доля должников, готовых к взаимодействию с взыскателями, составила 27,8%, сократившись на 1 процентный пункт (п.п.) относительно марта. По сравнению с апрелем 2019 года показатель снизился на 7,9 п.п. В сегменте цессионной задолженности в апреле 2020 года на долю контактных клиентов пришлось 37,9% от всех должников. Относительно марта 2020 года значение выросло на 8,8 п.п., а годовой рост составил 7,1 п.п.

Несмотря на рост коммуникабельности должников, практика показала, что готовность договариваться с коллекторами — это ещё не гарантия погашения задолженности. Уровень сдержанных обещаний по выплате долгов выглядит так: в сегменте заемщиков, с которыми взыскатели сотрудничают по агентской схеме, погашение по итогам апреля составило 77,6%, что на 9,1 п.п. выше результата марта и на 13% — выше показателя апреля 2019 года. По цессионной задолженности доля долгов, выплаченных после общения с коллекторами, сократилась до уровня 47,7%: снижение относительно марта составило 17 п.п., а относительно апреля прошлого года — 7,4 п.п.

Эксперты считают, что уровень контактности в категории агентского взыскания упал из-за режима самоизоляции. Под влиянием стресса и чувства неопределенности должники избегали общения с коллекторами, особенно когда взыскатели звонили заемщику в первый раз. Но эта категория клиентов старалась быстрее погасить задолженность, не усугубляя свои финансовые проблемы. Поэтому уровень погашения долгов в данном сегменте договоров вырос, несмотря на нежелание граждан общаться с коллекторами.

В сегменте цессионной задолженности ситуация сложилась противоположная. Срок просрочки в этом портфеле договоров обычно в разы выше, чем в агентском, поэтому должники менее мотивированы на быстрый возврат средств. Понимая, что ситуация уже хуже некуда, злостные неплательщики все чаще откладывают погашение долга, не боясь общения с коллекторами и принимая все входящие звонки.

По прогнозам специалистов, ситуация с выплатой задолженности на протяжении следующих месяцев не изменится. Доходы многих граждан сократились или упали до нуля, поэтому вопрос погашения долгов потерял для них приоритетность. Восстановление прежних объемов возврата долгов кредиторам возможно не ранее осени, когда экономика страны начнет постепенно выходить из кризисного состояния.

В сложный период россиянам стоит с осторожностью брать на себя новые финансовые обязательства и оставаться на связи с кредиторами. При появлении трудностей с погашением займа сообщите об этом своей МФО, чтобы договориться о реструктуризации долга. Компания может продлить срок действия вашего договора, изменить дату внесения платежа и даже оформить кредитные каникулы.

Возникли вопросы по поводу оформления или обслуживания займа в онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово»? Свяжитесь с сотрудником МФК через форму обратной связи на сайте сервиса, чтобы получить грамотную консультацию и понять, как правильно действовать в вашей ситуации.