За 10 месяцев 2015 года объём списаний с банковских карт граждан РФ по причине мошеннических и ошибочных действий банковских сотрудников вырос на 87,5%. Об этом свидетельствуют результаты исследования, инициированного компанией «Инфосистемы Джет».
Компания «Инфосистемы Джет» провела анализ информации от более чем ста ведущих кредитных учреждений РФ, которые являются её клиентами. Исследование показало, что с января по октябрь 2015 года объём списаний со счетов россиян по причине ошибок и махинаций банковских специалистов вырос на 87,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 1 млрд рублей.
Эксперты считают, что данная ситуация — следствие того, что в большинстве банков сотрудники знают, как обойти систему безопасности и имеют доступ к информации, превышающей их полномочия. Кроме того, в 2015 году участились случаи передачи банковскими работниками логинов и паролей от интернет-банкинга третьим лицам. Это привело к краже с карт 442,8 млн рублей за период январь-октябрь 2015 года, показав прирост по этому направлению на 77%.
Наиболее частыми схемами махинаций со стороны банковских сотрудников являются создание дополнительных карт, «привязанных» к счёту, выпуск кредитных карт или оформление кредитов на имя клиента, а также передача третьим лицам логина и пароля клиента для доступа к системе интернет-банкинга. Как правило, клиенты банков о хищениях с карт узнают достаточно поздно, иногда через 12–14 месяцев после осуществления незаконных списаний.
Эксперты отмечают, что чем больше кредитная организация, тем выше вероятность, что случаи мошенничества возникнут. Сегодня расходы банков на борьбу с внутренними махинациями сравнялись по объему с затратами на предотвращение случаев внешнего мошенничества. Однако в условиях кризиса подобные схемы становятся все более распространенными и превращаются в целый бизнес.
Списания со счетов клиентов по причине ошибок операционистов также далеко не редкость. Такие ситуации возникают как вследствие невнимательности банковских сотрудников, так и по причине низкой финансовой грамотности граждан РФ. Большинство клиентов банков не проверяет квитанции и платежные поручения перед подписанием и не сверяет реквизиты. Мошенническим схемам способствует и обычная халатность работников кредитных организаций, которые зачастую не уничтожают данные клиентов на бумажных носителях, а просто выбрасывают их в мусорные баки на территории банка.
Чтобы не стать жертвой мошенников, клиентам кредитных организаций поможет внимательность и ответственный подход к подбору финансового партнера. Так, обращаясь для оформления микрозайма до зарплаты в МФО, следует прежде всего проверить организацию на её наличие в госреестре, ознакомиться с отзывами клиентов, прочесть условия получения денег на карту. В предпраздничные дни некоторые микрофинансовые организации предлагают специальные условия для своих клиентов. К примеру, оформив микрокредит онлайн до 28 декабря 2015 года в онлайн-сервисе микрокредитования «Честное слово», можно принять участие в акции «Кредитные каникулы». Это спецпредложение предусматривает нулевую ставку по займам на карту в период с 1 по 10 января 2016 года. Срочный заём на таких условиях доступен гражданам России в возрасте от 18 до 75 лет, проживающим в любой точке нашей страны. Необходимым условием для получения микрозайма онлайн является наличие паспорта, банковского счета или карты, и доступа к интернету для оформления заявки на сайте компании.