За 10 месяцев 2019 года Федеральная служба судебных приставов (ФССП) зафиксировала 35%-ный рост числа жалоб на действия коллекторов, поступивших от граждан.
С января по октябрь 2019 года сотрудники ФССП зафиксировали 23,4 тыс. шт. жалоб россиян на действия коллекторов. Эта цифра стала рекордной: число обращений граждан выросло на 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Россиян возмущают назойливые звонки и смс, поступающие от взыскателей не только к должникам, но и к членам их семьи и даже друзьям. Также граждане жалуются на психологическое давление и разглашение персональных данных.
По мнению экспертов, основными нарушителями прав должников в коллекторской отрасли являются компании, которые работают «под чёрным флагом» и не состоят в госреестре профессиональных взыскателей. Как правило, к услугам таких организаций обращаются МФО, которые и сами работают нелегально. Кроме того, растет информированность граждан о своих правах, поэтому они активно берутся отстаивать свои позиции и заявляют о нарушениях в ФССП.
В общем числе жалоб на незаконные действия коллекторов 70% обращений пришлось на «чёрных» взыскателей. За 10 месяцев текущего года суды наложили почти 92 млн рублей штрафов на компании за нарушение законодательства о взыскании долгов. В сравнении с прошлым годом сумма наложенных санкций выросла на 48,5%. Законодательство предусматривает «вилку» штрафов для юрлиц в размере от 20 тыс. рублей до 2 млн рублей: при фиксации повторных нарушений со стороны ответчика суды увеличивают размер наказания. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), за 10 месяцев 2019 года к ним поступило более 5 тыс. обращений россиян с жалобами на взыскателей, а рост числа заявок по отношению к прошлому году составил 20 %.
Почти треть граждан (31%) пеняют на высокую частоту контактов с коллекторами, ещё 22% должников возмущены звонками взыскателей их друзьям и членам семьи, в 17% случаев была обнародована персональная информация задолжавших, ещё 8% обращений связаны с психологическим воздействием со стороны работников коллекторских агентств. Полученные обращения затрагивают не только работу банков и МФО, но и деятельность незаконных взыскателей и кредиторов.
В Общероссийском народном фронте (ОНФ) «За права заёмщиков» положительно оценивают рост числа заявлений на неправомерные действия коллекторов: руководство организации видит в такой динамике растущую сознательность граждан и эффективность закона о коллекторской деятельности. Помимо финансовых санкций на нарушителей необходимо оказывать репутационное давление со стороны общества, чтобы у компаний не возникало желания оказаться «под прицелом».
Сейчас Минюст готовит новый проект закона о взыскании долгов, в котором хочет расширить действие ограничений и на других участников рынка, а также ввести полномочия робота-коллектора. В планах ведомства — запустить новую редакцию закона в работу с 1 января 2021 года. Взаимодействие с коллекторами лучше изначально не допустить, чем потом пытаться избежать. Поэтому при оформлении займа стоит рассчитать комфортную ежемесячную сумму взноса кредитору и, отталкиваясь от этого значения, выбирать размер кредита и период погашения.
Кредитные эксперты советуют: если у вас нет средств на внесение платежа, а дата погашения уже на днях, свяжитесь с кредитором, объясните ситуацию и договоритесь об отсрочке. Финансовые компании заинтересованы в возврате средств и охотно сотрудничают с ответственными заёмщиками. В этом случае вы сохраните кредитную историю незапятнанной и получите передышку для аккумулирования средств.
Занимая небольшой займ до зарплаты, тщательно планируйте денежные потоки и не берите сумму больше необходимой. Также найдите ответственную МФО, которая станет вашим постоянным финансовым партнером. Во-первых, это выгодно, т.к. с каждым последующим обращением вы будете получать деньги под меньший процент, а во-вторых, вы будете уверены в надёжности компании и защите от мошенников.
МФК «Честное слово» — компания, которую выбирают тысячи россиян. Она является членом саморегулируемой организации «МиР», входит в госреестр регулятора и соблюдает все законодательные требования, включая правила работы с персональными данными заёмщиков.