Центробанк разрешит отключать онлайн-операции по картам

Россияне смогут отказаться от ряда онлайн-операций по своим счетам для защиты от мошенников.

Вскоре у жителей РФ появится возможность блокировать ряд онлайн-операций по своим банковским картам и счетам, чтобы защититься от мошенников. Центробанк обяжет банки отключать исходящие дистанционные платежи и переводы по заявлению клиентов. Представители регулятора анонсируют введение новации как одну из мер по усилению борьбы с мошенничеством.

Первоначально с данной инициативой выступили эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заёмщиков», призвав Центробанк разрешить пенсионерам отказываться от исходящих онлайн-переводов и платежей. При этом у пожилых клиентов банков должны были остаться активными функции снятия наличных, безналичной оплаты товаров и услуг в магазинах, а также получения входящих переводов. Эту меру активисты назвали необходимой для защиты наиболее уязвимой категории населения от мошенников, которые удаленно выводят средства со счетов граждан.

Центробанк не только поддержал инициативу ОНФ, но и планирует расширить ее спектр действия на россиян всех возрастов. По мнению представителей регулятора, дополнительный инструмент по борьбе с аферистами будет полезен не только пенсионерам, но и представителям других возрастных групп, т.к. они тоже сталкиваются с обманными схемами. Согласно статистике ведомства, 49% жертв мошенников — люди в возрасте 20–49 лет.

Отказ от онлайн-операций пригодится в ситуациях, когда аферисты пытаются вынудить собеседника перевести деньги на сторонний счет или назвать код из SMS-сообщения для оплаты покупки черед интернет, хотят списать с его карты выдуманную «комиссию» и т.д. Даже если владелец счета назовет свои данные, банк не проведет «запрещенную» трансакцию, и средства останутся в безопасности.

При этом банкиры не спешат радоваться данному нововведению: их тревожат потенциальные убытки, которые может повлечь за собой введение новой меры, т.к. пользователи начнут отказываться от целого ряда услуг. Но эксперты финансового рынка считают эти опасения беспочвенными, т.к. блокировкой в основном воспользуются клиенты, которые не проводят онлайн-операций. Например, если человек использует карту только для обналичивания зарплаты, то запрет на расчеты через интернет ничего не изменит ни для него, ни для банка. Банковские клиенты, которые много покупают в интернете и регулярно проводят онлайн-платежи, не станут использовать новую опцию, чтобы не ограничивать себя.

Совершая финансовые операции в режиме онлайн, всегда следует помнить о правилах кибербезопасности. Не сообщайте третьим лицам номер вашей банковской карты, дату окончания срока ее действия, PIN- и CVV-коды, логин и пароль для входа в онлайн-банк, а также коды, которые приходят в SMS-сообщениях от банка. Если вы подозреваете, что кто-то получил доступ к вашим счетам или реквизитам карты, свяжитесь с представителем банка и заблокируйте «пластик». Установите на своем счете ограничение суммы онлайн-платежа, а также настройте двухфазную аутентификацию при входе в интернет-банк. Не забудьте загрузить на смартфон надежный антивирус, отслеживающий любые вредоносные программы и ссылки, которыми пользуются мошенники.

Осведомленность о методах работы и приемах мошенников станет вашим главным оружием в борьбе против их происков. Чтобы оставаться в курсе последних новостей о финансовом рынке и актуальных схемах злоумышленников, подпишитесь на рассылку онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». На странице «Финансовая грамотность» компания регулярно публикует материалы о том, как распознать мошенников и защитить свои деньги. Здесь же вы узнаете о том, как грамотно использовать микрозаймы до зарплаты, вести личный бюджет, оформлять льготы и пособия и увеличивать свои доходы.