Мошенники всё чаще похищают средства россиян, представляясь сотрудниками Центробанка и других государственных структур.
В сентябре 2021 года самой популярной схемой телефонного мошенничества стал звонок гражданам от имени Центробанка. За период с 26 августа по 29 сентября сотрудники колл-центра регулятора приняли 2311 сообщений от россиян о таких контактах. Аферисты пытались похитить деньги и персональные данные абонентов, предлагая им оформить различные выплаты и компенсации, или запугивали собеседников угрозой штрафа и списанием средств. Представители Центробанка напоминают: персонал регулятора никогда не звонит людям и не рассылает им письма либо сообщения!
За это время гражданам поступило более 21,6 тыс. мошеннических звонков, в ходе которых звонившие представлялись не только работниками регулятора, но и сотрудниками Пенсионного фонда, операторов мобильной связи, МВД, банков, Федеральной налоговой службы. В результате обработки жалоб россиян Центробанк во 2-м квартале 2021 года заблокировал 12 тыс. телефонных номеров, которые использовали злоумышленники. Интересно, что чаще всего мошенники звонили гражданам с городских номеров: 8500 раз, при этом с мобильных телефонов только 3200 раз, а с номера 8800 — 208 раз. По данным «Лаборатории Касперского», количество звонков от аферистов в первом полугодии 2021 года выросло на 17 % в годовом выражении.
Во 2-м квартале 2021 года мошенники совершили 237 971 шт. несанкционированных операций с банковскими картами и счетами граждан. Относительно 1-го квартала 2021 года значение этого показателя выросло на 23%. За это время с карт и счетов граждан вывели 3 013 млрд рублей, что на 38% больше, чем кварталом ранее, но банки вернули клиентам только 7,4% от этой суммы. В 47% случаев преступники использовали методы социальной инженерии, чтобы получить доступ к средствам жертв.
Мошенники играют на страхах граждан потерять деньги, получить штраф или попасть в другую неприятную ситуацию. Когда человеку говорят, что звонят из МВД или Центробанка, он начинает беспокоиться и теряет способность критично оценивать ситуацию. Так аферисты облегчают свою задачу — узнать конфиденциальные данные собеседника, реквизиты его карт и счетов, пароли к онлайн-банку и прочую секретную информацию.
Если вам звонят от имени Центробанка, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, любого коммерческого банка и просят сообщить свои паспортные данные или перевести средства на чужой счет, немедленно прервите разговор. Скорее всего, вы столкнулись с уловками мошенников. Перезвоните на горячую линию своего банка или ведомства, из которого «звонили», и уточните полученную информацию. Аналогичным образом нужно действовать, если вам предложили принять участие в розыгрыше призов, оформить новое пособие или получить бесплатный подарок.
Усилить борьбу с телефонными мошенниками должен законопроект об обмене информацией между Центробанком и МВД в режиме реального времени. Сейчас, чтобы найти аферистов, правоохранителям нужно запросить в банке данные о несанкционированной операции, но на получение ответа может уйти более месяца. При этом в ФинЦЕРТ Центробанка (автоматизированная система выявления киберугроз) такие сведения поступают сразу после того, как банк зафиксировал действия мошенников. Согласно новому законопроекту, который разрабатывают эксперты Минфина и МВД, правоохранителей подключат к ФинЦЕРТу, чтобы они без задержек получали информацию от банков.
Главным оружием против аферистов остается высокий уровень финансовой грамотности людей и их умение распознать поведение мошенников. Узнать больше о том, как защититься от злоумышленников, можно на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово». В разделе «Новости» МФК публикует свежие данные о «почерке» аферистов, а также рекомендации по их выявлению. А в разделе «Финансовая грамотность» пользователей ждут интересные материалы на тему эффективного и безопасного использования займов на карту и других финансовых услуг.