Защита граждан от кредитных мошенников остается одним из приоритетных направлений деятельности Центробанка. С целью противодействия аферистам ведомство разработало механизм самозапрета на оформление займов и кредитов: теперь каждый совершеннолетний житель России сможет ограничить выдачу займа на свое имя в любой кредитной организации. Такой запрет снизит количество случаев, когда злоумышленники занимали деньги по чужим документам. Как активировать этот инструмент самозащиты и чем он поможет в борьбе с мошенническими схемами, читайте в этой статье.
Кредитные мошенники напористо атакуют кошельки россиян, совершенствуя набор своих уловок и инструментов. Самыми эффективными остаются методы социальной инженерии, когда у граждан обманом выуживают личные данные, конфиденциальную информацию, пароли доступа к онлайн-банку, PIN- и CVV-коды к платежным картам. Оформив онлайн-кредит на чужое имя, аферисты быстро обналичивают средства и исчезают, вынуждая жертв обмана разбираться с долгами и нередко даже с взыскателями.
Преступники любят звонить от имени банка или МФО, убеждая человека дистанционно подтвердить мошенническую заявку на онлайн-займ или даже подписать договор в личном кабинете на сайте кредитора. Если последовать советам аферистов и по незнанию сделать что они просят, аннулировать такую сделку у кредитора будет крайне сложно, т.к. «заёмщик» заключил её самостоятельно. Жертвами аферистов часто становятся пенсионеры, а также люди, которые редко пользуются финансовыми услугами и не знают, как определить мошенников.
Введение самозапрета даст россиянам возможность заблокировать на длительный срок заключение кредитных сделок от их имени в банках и МФО, защитив таким образом интересы наиболее уязвимых групп людей.
Наложить ограничение можно или на дистанционные договора кредитования, или на все виды займов и кредитов. Новый инструмент будет незаменим в целом ряде случаев. Например, если вы:
Введение самозапрета выгодно не только гражданам, но и кредиторам. Несмотря на то, что банки и МФО тщательно проверяют заявки клиентов, мошенники настолько ловко подделывают документы, что выдача ссуд на чужое имя всё равно происходит. Отметка о блокировке кредитной активности заёмщика станет важным «маячком» для компаний, помогая службам безопасности находить заявки злоумышленников.
Чтобы быстро узнать, как будет работать новая мера Банка России против мошенников, вы можете посмотреть короткое видео на YouTube-канале МФК «Честное слово». Или читать эту статью дальше.
На данном этапе законопроект Центробанка находится на стадии рассмотрения специалистами Минфина и других заинтересованных ведомств. Окончательное чтение и принятие документа запланировано на осень 2022 года, поэтому в него еще могут внести поправки.
Согласно доступной информации, новый механизм будет действовать следующим образом:
Проверить, появилась ли отметка после активации блокировки, можно, заказав свое кредитное досье. Список бюро кредитных историй (БКИ), в которые поступают ваши данные, легко найти на портале «Госуслуги».
Если в банке или МФО одобрят запрос клиента, несмотря на отметку о кредитной блокировке, кредитор подпадет под санкции: ему откажут в праве требовать возврат долга по этому договору. Это станет дополнительным стимулом для компаний тщательнее проверять информацию о заемщиках, внедрять более эффективные системы скоринга и ответственное сотрудничать с бюро кредитных историй (БКИ).
«Замораживать» свою кредитную активность и снимать запрет можно без ограничений и оплаты. Данная опция будет доступна всем гражданам — даже тем, у которых пока нет кредитной истории.
Эксперты считают инициативу Центробанка своевременной и необходимой. Но у предложенного механизма самозапрета есть нюансы, которые могут создать трудности для пользователей. Основной проблемой является низкая скорость обновления информации в кредитных историях: в 2021 году процесс занимал около 10 суток, сейчас — до 3 суток; в любом случае это слишком долго.
Выходит, что отметка в досье заёмщика появляется и снимается далеко не сразу, что влечет за собой сразу две потенциальные проблемы:
Последний пункт может не только помешать выгодно взять займ, но и негативно повлияет на кредитную историю. Например, человек подал заявку в банк или МФО, не дождавшись снятия отметки о самозапрете или просто забыв о ней. Запрос компания отклонит, однако отказ скажется на кредитной истории, снизив её качество.
Еще один важный момент — особенности взаимодействия между кредиторами и БКИ. Если гражданин активирует или снимает самозапрет через банк или МФО, результат будет зависеть от того, передаст ли компания данные в бюро. Останется риск, что в случае технического сбоя информация не появится в кредитной истории.
При использовании нового инструмента придется тщательно контролировать свой статус заемщика. Чтобы убедиться в том, что блокировка была вовремя установлена или отменена, будет необходимо заказать отчет в БКИ, а сделать это бесплатно можно только раз в полгода.
Опасения вызывает и возможность активировать самозапрет на портале «Госуслуги». Хакеры могут взломать аккаунт пользователя или получить доступ к нему с помощью социальной инженерии. Так они смогут не только похитить персональные данные, но и снять «заморозку» в один клик. Решением проблемы станет как минимум введение двухфакторной аутентификации на портале, когда войти в аккаунт можно только после ввода логина и пароля, а затем ещё и кода из SMS-сообщения.
Подобную ситуацию нельзя назвать приятной, но она далеко не безвыходная. Аннулировать мошенническую сделку вполне возможно. Для этого действуйте по схеме, которую предлагают представители Центробанка:
Действовать таким же образом следует и в том случае, если кредитор успел продать ваш долг, а вам приходится сотрудничать с коллекторами.
Обратите внимание! Важно не вносить никаких платежей по мошенническому кредиту, не соглашаться на частичное списание задолженности и идти другие «уступки». Вы не имеете отношения к заключённому без вашего ведома договору, пока не совершаете по нему сделок, но как только вы проводите по нему какие-либо платежи, займ автоматически начинает числиться за вами.
Если компания-кредитор отказывается идти вам навстречу, а ее сотрудники действуют некорректно, вы вправе подать жалобу в Роспотребнадзор или Центробанк. Направить претензию регулятору можно в режиме онлайн через интернет-приемную.
Источник
И последнее: не бойтесь сообщать о нарушении своих прав — так вы поможете Центробанку найти недобросовестную компанию и снизите риск того, что в будущем вам снова придется попасть в похожую ситуацию.
Источники: