Задачки для эйчаров: приглашаем на мозговой штурм

Выбрали два проблемных кейса из HR-практики и получили от экспертов по три варианта решения. Но среди них нет однозначно правильного — на вопрос нельзя дать универсальный ответ. 

Задачки для эйчаров: приглашаем на мозговой штурм - 1

Вариант Надежды Нечаевой, руководителя отдела персонала МФК «Честное слово»

Надежда предлагает для начала прояснить истинную причину сомнений руководителя. Может быть, возникло непонимание ещё на этапе постановки задачи — например, не уточнили принципиально важные качества. Или руководитель видит в соискателе будущего конкурента — тогда можно сместить фокус с гипотетических проблем на вполне реальную выгоду. Объяснить, что нового работника берут в помощь руководителю, он снимет часть нагрузки и повысит продуктивность отдела.

А если сомнения вызваны только предположением, что следующий кандидат будет ещё лучше, то переходим к конкретике. Подробно разбираем компетенции будущего сотрудника, рисуем схему для наглядности, выступаем «пиарщиком» кандидата, защищаем и отстаиваем его кандидатуру.

Вариант Юлии Леоновой, управляющего директора «Школы бизнеса Турова»

В компании Юлии подобные кейсы решают при помощи стажировки или так называемого гостевого периода.

Если нам подходит кандидат, мы выводим его в офис, он начинает проходить обучение, смотрим на его активность, а кандидат смотрит на компанию, как в ней что устроено. Мы можем вывести несколько претендентов и предупреждаем, что останется сильнейший. Если оба будут справляться очень хорошо, есть вариант оставить сразу двоих. Так руководитель сразу оценит качества кандидата в деле, а HR-специалист параллельно может продолжать подбор и приглашать других успешных соискателей «погостить».

Вариант Любови Любимовой, HRD English Preschool Discovery

За годы практики Любовь не раз сталкивалась с такой ситуацией и выработала два подхода. Первый — поговорить с руководителем и выяснить, что конкретно не устраивает в кандидате. По итогам беседы соискателя приглашают на испытательный срок с чёткими задачами и условиями. Поиск продолжается, чтобы набрать пул релевантных претендентов. Если первый кандидат не прошёл испытательный срок или нашёл другой вариант трудоустройства, у HR-специалиста уже готовы альтернативные варианты.

Второй вариант не очень честный, но... как-то раз пришлось его применить. Если я твердо уверена, что мой кандидат — настоящая звезда, созданная для вакансии и компании, я показываю руководителю следующих претендентов, которые не на 100% соответствуют требованиям к вакансии.

 Задачки для эйчаров: приглашаем на мозговой штурм - 2

Решение Надежды Нечаевой

Чего точно не стоит делать — так это проводить «очную ставку», сажать коллег друг напротив друга и допрашивать. Новичку после такого стресса не захочется продолжать работать в компании, даже если противоречие получится разрешить. HR-специалисту нужно стать дипломатом и осторожно собрать мнения о ситуации с обеих сторон.

Может быть, соискатель на собеседовании ввёл собеседников в заблуждение, когда хвалился навыками — например, показал чужие работы в портфолио. Возможно, поиски работы затянулись — и человек был заинтересован не в нашей компании, а в любом варианте. Или же проблема на стороне руководителя — давал непрофильные задачи, не разъяснил обязанности и схемы взаимодействия.

В моей практике был такой кейс. На собеседовании мы единогласно вдохновились кандидатом — и образованием, и опытом, и количеством пройденных профильных курсов, и верными ответами на вопросы. А когда дело дошло до работы, стало ясно, что все знания у кандидата — лишь теоретические. Применить их в деле он не мог, а прислушаться к наставникам и коллегам ему не позволяло чувство собственной значимости. Пришлось расстаться, но выводы для себя мы сделали.

Решение Юлии Леоновой

Юлия организовала процесс стажировки в своей компании так, что все параметры соответствия кандидата можно измерить и оценить. Сроки этапов обсуждают с новичком «на берегу». Если специалист не справляется, ему дадут шанс.

Если стажёр говорит, что готов исправляться, даём дополнительный срок. Исправил замечания — отлично, работаем дальше. Если нет, то прощаемся. Важно, чтобы человек заранее знал условия и согласился с ними. При прощании не возникает обид и всё протекает в лёгкой форме. Мы понимаем — это не наш сотрудник, стажёр понимает, что не выполнил договоренности, и мы полюбовно прощаемся.

Решение Любови Любимовой

Любовь подчёркивает: если описанная задача в принципе встала перед эйчаром, это говорит о серьёзных проблемах в работе с персоналом. Либо рекрутёры неверно выявляют компетенции, мотивацию соискателей, нечётко прописывают профиль должности, либо есть сбои и ошибки в онбординге, адаптации. Нужно уточнить — а новый сотрудник в курсе своих обязанностей? Понимает, как в команде распределили роли, получает ли обратную связь?

Поэтому сначала стоит поговорить с руководителем. Получить полную картину, что не так с сотрудником, и принимать решение взвешенно, без эмоций.

Я предлагаю руководителю оценить по шкале от 1 до 10, насколько сотрудник его устраивает. Если получаю ответ «шесть» и выше, то намечаю план работ — прописываем задачи, сроки и методы выполнения, точки контроля. Назначаем ментора-наставника, если это возможно. В общем, даём второй шанс. Если балл ниже пяти, то расстаёмся с новичком — ведь руководитель будет так или иначе саботировать работу подчинённого. А дальше начинаем решать проблему с рекрутингом, чтобы не повторять ошибок.

Источник: Журнал «Зарплата»