Некоторые участники микрофинансового рынка в условиях ужесточающейся конкуренции за клиентов начали предлагать рефинансирование займов: на более длинный срок с меньшей ставкой. Эта практика хорошо распространена банковском рынке. Рефинансированные займы периодически занимают в портфеле банков довольно весомую долю.
Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово», считает, что рефинансирование — вполне актуальная тема для МФО, поскольку недавние меры от регулятора (сокращение дневной ставки и новые лимиты на выдачу микрозаймов) обострили конкуренцию за заёмщиков.
«За счёт рефинансирования у компаний появляется дополнительный канал привлечения клиентов — если она предлагает рефинансирование для сторонних заёмщиков. И даже когда МФО рефинансирует только своих клиентов, это всё равно положительно сказывается на маркетинговых показателях: такое предложение повышает retention rate — процент удержания клиентов, освобождает ресурсы на их привлечение, способствует финансовой устойчивости МФО, так как стабилизируют денежные потоки», — поясняет Петков.
В пресс-службе Сибирского ГУ ЦБ также наблюдают, что крупные компании, которые относятся к лидерам рынка, включают рефинансирование в продуктовые линейки. Однако говорить о наличии тенденции пока преждевременно, сообщили редакции.
Собеседники редакции подчёркивают, что, несмотря на наличие спроса, не планируют делать рефинансирование одним из основных продуктов.
«Масштабировать этот продукт проблематично из-за ряда ограничений: как минимум под рефинансирование попадают не все займы. Кроме того, несмотря на то, что спрос на продукт есть, он не доходнее прочих долгосрочных предложений компании», — говорит Андрей Петков.
Он уверен, что степень риска рефинансирования для МФО сильно зависит от организации процесса и условий программы.
«Скажем, если компания рефинансирует своих клиентов, то нужно смотреть, как в ней устроено погашение предыдущего займа. Когда рефинансирование предлагают внешним заёмщикам, встаёт вопрос их скоринга, то есть оценки кредитоспособности», — говорит он.
В Сибирском ГУ ЦБ отметили, что моделями оценки заёмщиков и системой управления рисками МФО управляют самостоятельно:
«Существенного влияния на финансовую устойчивость при отлаженных процессах подобные услуги не окажут. По уровню рисков они сопоставимы с традиционными займами».
Участники рынка считают, что в большинстве случаев рефинансирование займов при правильной оценке клиентов позволит им стабилизировать финансовое положение и войти в график. В Сибирском ГУ ЦБ уверены, что рефинансирование в МФО может стать популярным, но только если сами потребители сочтут предложенные условия достаточно привлекательными.
«Рефинансирование — это замена имеющегося займа/кредита новым, но на более комфортных условиях. Эта услуга, безусловно, поможет заёмщикам, которые оказались в трудной ситуации, исполнить обязательства. Рефинансирование будет способствовать не росту, а сокращению числа банкротств. Банк России поддерживает инициативы компаний, которые не только повышают доступность финансовых услуг, но и улучшают благосостояние заёмщиков. Вместе с тем на рынке микрофинансирования должны соблюдаться принципы законности и пресекаться недобросовестные практики».
Источник: infopro54.ru