В России одобрили законопроект, расширяющий полномочия судебных приставов. Речь идёт о допуске Федеральной службы судебных приставов к кредитным историям граждан и возможности требовать у операторов связи данные абонентов.
Предполагается, что благодаря этому приставы смогут эффективнее бороться со злоупотреблениями коллекторов. Правительственная комиссия о законопроектной деятельности дала положительный отзыв, передаёт газета «Известия».
Президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев рассказал, что законопроект направлен на борьбу с «телефонными звонками», а точнее: с недобросовестными практиками вокруг попыток связаться по мобильной или стационарной связи с физическими лицами. То есть он призван бороться с теми случаями, когда совершаются бесконечные звонки в режиме нон-стоп с неустановленных номеров и звонки третьим лицам, которые не давали своего согласия взыскателям.
По словам эксперта, данная инициатива нужна, однако нет определения, что такое телефонные звонки, вызовы и переговоры. Ограничения и все пояснения касаются только количества.
«Это в свою очередь создает значительные риски, которые должны быть сняты через правоприменительную практику, однако на данный момент подобных практик нет, а есть только рекомендации, которые трактуются совершенно по-разному в зависимости от того или иного территориального управления. Это ещё раз подтверждает необходимость учёта предложений всего делового сообщества, которые были направлены в комитет по финансовому рынку ещё 15 марта этого года», — сообщил президент СРО «НАПКА».
Текст рассматриваемого законопроекта также предполагает, что с заявлением может обратиться любое «третье» лицо, посчитавшее свои права нарушенными. При этом третье лицо должно предоставить информацию о том кредитном обязательстве, по которому совершён звонок.
«Вопрос возникает сам собой: если это третье лицо, как оно может знать детали этих договоров. На наш взгляд, текст законопроекта требует значительных уточнений в этой части», — отметил он.
Как рассказал генеральный директор коллекторского агентства «Право онлайн» Константин Шарапов, для цивилизованных игроков на рынке ровным счётом ничего не изменится. Эта мера — скорее очередная попытка государства призвать к ответственности компании, методы работы которых находятся вне правового поля.
По словам собеседника, с возможностью напрямую запрашивать данные о владельцах мобильных номеров процесс работы ФСПП значительно ускорится и положительно скажется на борьбе с недобросовестными участниками рынка.
Доступ приставов к кредитной истории позволит им самостоятельно изучить всю информацию в БКИ. Ранее для этого ФССП приходилось направлять запрос непосредственно коллекторскому агентству и просить дать разъяснение по ситуации с конкретным должником.
«Но все эти действия — большая и серьёзная нагрузка на систему, человеческий и временной ресурсы которой не безграничны. А стало быть, поправка может не иметь реального значения, поскольку этой работой попросту некому будет заниматься», — высказал мнение Константин Шарапов.
Генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков считает, что из-за данной инициативы возрастёт нагрузка на бизнес.
Это касается всех игроков рынка: банков, МФО, коллекторских агентств плюс операторов связи — им придётся обрабатывать больше запросов.
«По сути же закон и сейчас даёт должнику, который считает, что его права были нарушены, возможность запросить выписку о звонках у своего оператора. Либо ФССП в интересах заёмщика может обратиться за выпиской в суд», — объяснил собеседник.
Кроме того, по словам эксперта, есть большой риск, что инициатива приведет к ошибочным штрафам и последующим судебным тяжбам.
«Дело в том, что информация в кредитной истории не обновляется день в день и отражается без уточнения кредитора. У должников же часто одновременно открыто несколько займов, и есть опасность перепутать их при проверке. Поэтому проект как минимум нуждается в дальнейшей доработке», — заключил Андрей Петков.
Источник: РБК