По информации Банка России, количество жалоб на МФО в 2018 году прибавилось — но соразмерно с ростом их числа, относительная величина прежняя. Чего не скажешь о жалобах на оспаривание заключения договора. В 2018 году такие жалобы составили 10,7% всех обращений, это больше и в относительных, и в абсолютных величинах, чем в 2017 году (7,3%). В абсолютных числах рост составил с 900 до 1800 обращений — в 2 раза. При том что портфель займов МФО вырос до 148,6 млрд рублей — всего на треть.
Опережающий рынок роста отказов от заключенных договоров свидетельствует о росте мошенничества клиентов.
Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово», в рамках MFO RUSSIA FORUM 2019 выступил с темой, которую стесняются обсуждать на рынке, — мошенничество. Он привел основные схемы, проблемы и методы обмана кредиторов гражданами в онлайн-кредитовании и рассказал о наказании за такие деяния.
Без участия заемщика |
1. Причастны работники кредитных учреждений |
покупка персональных данных в интернете и других источниках; открытие расчетного счета и/или выпуск дебетовой карты; оформление займа онлайн в МФО; обналичивание денежных средств в банкоматах через дроппера; перевод денег через несколько карт платежных сервисов (Qiwi, Яндекс.Деньги и т. д.), оформленных на подставных лиц. |
2. Применение технических устройств, графических редакторов и т. д. |
использование графических редакторов (изменение владельца банковской карты на чужие ПД (персональные данные)); «цветной пластик» — «аналог» банковской карты «жертвы» (shave&paste — информация с карты удаляется термическим, механическим или иным путем и заменяется новой, срезанной с другой карты); использование виртуальных карт: мошенник — как правило, работник банка — оформляет виртуальную карту с ПД жертвы, которая привязана к банковской карте/электронному кошельку/счету мобильного телефона; затем изготавливается «цветной пластик» на имя жертвы. Скан лицевой стороны используется для получения займа. |
|
3. Причастны родственники, близкие и знакомые заемщика |
оформление займа на родственника/друга без его ведома: мошенник, имея доступ к банковской карте и персональным данным постороннего лица из числа родственников, друзей, близких лиц, оформляет заем, но при этом указывает свой номер телефона для связи. *согласно судебной практике, в случаях, когда полиции не удается доказать вину мошенника, ущерб взыскивается с владельца карты/счета, что препятствует учащению случаев мошенничества в результате сговора владельца карты и его близких. |
|
С участием заемщика |
1. Введение заемщика в заблуждение |
оформление займа на ПД близкого окружения. Вывод поступивших заемных средств с карты владельца под придуманным предлогом; сговор с третьими лицами: мошенник за отдельную плату договаривается с посторонним физическим лицом (злоупотребляющим спиртными напитками либо дроппером, специализирующемся на оформлении банковских карт на свое имя и продаже) об оформлении банковской карты и забирает ее. В дальнейшем использует для незаконных финансовых операций. |
2. Лжемошенничества |
заемщик оформляет микрозаем на свое имя. При наступлении просрочки отказывается выплачивать долг, заявляя о том, что никаких документов не оформлял, денежные средства не получал. В то же время направляет самостоятельно или через раздолжнителей жалобу в прокуратуру, Банк России, ФССП, Роскомнадзор с целью затягивания процесса и ухода от ответственности. Также обращается в БКИ с целью исключения из КИ запросов, оспаривает данные по оформленным микрозаймам. *ложный донос вменить затруднительно, т. к. лжемошенники в ходе предварительного следствия заявляют о своей забывчивости и т. д. |
Спикер призвал участников внимательнее относиться к своим персональным данным и не предоставлять их кому бы то ни было без крайней необходимости, так как в конечном итоге они могут быть использованы мошенниками для противоправной деятельности.
Источник: zaim.com