Онлайн-кредитование и микрозаймы в Прикамье становятся популярнее. Одни эксперты говорят о повышении финансовой грамотности населения и проблемах с получением кредитов в банках, а другие связывают тенденцию с увеличением расходов на товары и услуги. Однако, несмотря на рост объема микрозаймов в 2016 году, банковские кредиты остаются у граждан в приоритете.
В 2016 году количество выданных онлайн-кредитов на территории Перми и Пермского края выросло в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом, а объём выданных займов увеличился в 3,6 раза. По данным компании MoneyMan, специализирующейся на онлайн-кредитовании, средняя сумма займа в регионе за год не изменилась, составив в 2016 году 10,5 тыс. рублей (в 2015 году — 10,2 тыс. рублей).
«В 2016 году рост ссуд от МФО опережает банковский сектор, что обусловлено меньшей зарегулированностью микрофинансовых организаций, а также высокой закредитованностью россиян в банках, — считает Марк Гойхман, аналитик ГК TeleTrade. — По данным НБКИ за 1 квартал 2016 года, сумма выданных необеспеченных кредитов в банках (карты, POS, потребкредиты) снизилась на 3%. Тогда как в МФО объемы выросли на 9,6%».
Многие клиенты микрофинансовых организаций (МФО) берут займы, если банк отказал в кредите.
«Популярность микрозаймов растет в случае если банки довольно жёстко отсеивают заявки на кредиты. Когда система мониторинга банков станет более лояльной к заемщикам, популярность МФО снизится», — считает директор Пермского филиала «БКС Премьер» Наталья Кондрашова.
«Однако о чрезмерном росте популярности микрозаймов говорить нельзя, поскольку их общая сумма всё равно составляет менее 1% задолженности займов по сравнению с банковскими кредитами», — подчеркивает руководитель аналитического центра ИА Easyfins.ru Борис Прокопенко.
Как правило, размер микрокредитов варьируется от 5 до 15 тыс. рублей, а их целью являются бытовые и непредвиденные расходы — покупка продуктов, бытовой техники, ремонт. Некоторые эксперты считают, что многие займы вызваны вынужденными обстоятельствами и ростом цен на товары, в том числе на продукты питания.
«В условиях сокращения покупательской способности граждане используют микрозаймы, чтобы нивелировать разрыв между сократившимися доходами и расходами, которые выросли в связи с инфляцией. Чаще всего заемщики оформляют ссуды для оплаты транспорта, продуктов питания и услуг связи. В условиях дефицита семейного бюджета онлайн-кредиты помогают людям удержать прежний уровень жизни, позволяя не отказываться от приобретения привычных товаров и услуг», — говорит Алексей Буханов, директор по маркетингу и продажам онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (МФО «Честное слово»).
Как утверждают специалисты, большая часть клиентов компаний альтернативного кредитования — это официально трудоустроенные граждане или предприниматели с постоянным доходом.
«Микрозаймами пользуются обычные граждане, нуждающиеся в срочной финансовой поддержке, — отмечает Борис Батин, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. — Они имеют возможность брать кредиты в банках, но пользуются услугами небанковского кредитования, потому что деньги на срочные нужды в онлайн-компаниях можно получить в течение 15 минут на собственную банковскую карту или интернет-кошелёк».
«Рост спроса на онлайн-займы связан с более глубоким проникновением интернет-услуг в нашу жизнь. Дистанционные займы выбирают те заёмщики, которые хотят, чтобы процесс оформления кредита был быстрым, не требовал походов в офис кредитной компании и сбора большого пакета документов», — комментирует Алексей Буханов.
«В 2015-2016 годах большинство крупнейших игроков перешли в онлайн, и сегодня данный сегмент займов занимает существенную долю рынка, — говорит Ксения Егорова, исполнительный директор коллекторского агентства АФПБ. — Активному пользователю интернета для получения суммы 10–15 тыс. рублей достаточно выбрать подходящие для себя условия, оформить заявку и дождаться одобрения специалиста. Быстрота и простота — это неоспоримое преимущество онлайн-кредитования перед классическим».
По оценкам экспертов, популярность онлайн-кредитования будет увеличиваться.
«В июле 2016 года через поисковые системы запрашивали слово «заём» на 45% чаще, чем за аналогичный период прошлого года. Данная тенденция, надо полагать, сохранится и в будущем. Это связано с тем, что сам продукт становится более «понятен» заёмщику», — резюмирует генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» Сергей Седов.
Среднестатистический заёмщик-пермяк — мужчина в возрасте 30 лет, он достаточно образован: имеет среднее или высшее образование. Чаще всего холост и не имеет детей. Такой заёмщик, как правило, работает в бюджетной сфере, а его средняя заработная плата составляет около 37 тыс. рублей в месяц. Больше остальных берут займы молодые люди 18–30 лет: на них в 2015 году пришлось 44% договоров. Более 36% заёмщиков — люди в возрасте 31–40 лет. Именно эта категория имеет самый низкий уровень просроченной задолженности.
«Количество пользователей услуг из данной группы ежегодно растёт, что говорит о проникновении онлайн-технологий в менее мобильные возрастные категории», — говорят в компании MoneyMan.
Пенсионеры реже всех берут займы. В 2016 году аналитики насчитали 10,7% кредиторов старше 50 лет. Кроме этого, более 22% клиентов сервисов онлайн-кредитования — индивидуальные предприниматели. В 2016 году доля микропредпринимателей выросла и составила более 22%. Клиентами МФО в Прикамье стали врачи и учителя, инженеры и финансисты. Около 13% заёмщиков являются сотрудниками бюджетной сферы.
На долю барменов, официантов, косметологов, а также бурильщиков и рамщиков пришлось 3,5% займов. А на программистов и других работников IT — 3,3%. Самыми редкими и необычными заёмщиками в 2016 году стали доярка, кузнец, геолог и швея.
«Альтернативное кредитование активно проникает во все сферы деятельности граждан. Всё чаще люди без профильного образования в области финансов наряду со специалистами пользуются онлайн-займами, — говорит Борис Батин. — К услугам сервисов онлайн-кредитования прибегают не неформалы, а представители большинства профессий. Такая тенденция говорит о повышении финансовой грамотности россиян: люди научились с умом пользоваться современными кредитными инструментами».
Источник: Business-class.su