Заработок, который вы не увидите, обещания, которые повиснут в воздухе. Что должно немедленно насторожить кандидата, чтобы он не тратил ни времени, ни энергии на работодателя-обманщика? HR-tv.ru расспросил экспертов.
Требует деньги
Комментирует Анна Чуксеева, шеф-редактор «Работа.ру»:
«Должно насторожить слишком хорошее описание: маленький спектр задач, высокая оплата, большое количество различных бонусов и минимальные требования — и всё это одновременно. А так не бывает. В разговоре по телефону нужно обратить внимание на активное зазывание: быстрее, только сегодня, только для вас — подобные слова сразу же должны вызывать сомнения, особенно, если на вопросы о подробностях работы нет ответов. На собеседовании рекрутёр ни в коем случае не может предлагать какие-либо действия, за которые нужно платить деньги: пройти тест на полиграфе или что-то такое. Также нужно обратить внимание, если сначала предлагают пройти обучение, а потом уже знакомиться с непосредственным руководителем».
Нанимает не глядя
Говорит Илья Гольдовский, партнёр «Психология трудоустройства»:
«Подозрения должны вызывать вакансии с минимальным описанием обязанностей и требований к соискателю и условиями выше рынка. Особенно опасны вакансии без четкого функционала, на которые готовы брать соискателей без опыта, и при этом обещают высокую зарплату, обучение и др. В разговоре по телефону работодатель-лжец, как правило, расписывает преимущества и бонусы, не задавая вопросов по опыту работы, не уточняя деталей, старается как можно быстрее позвать кандидата на встречу. Если вы приехали на индивидуальное собеседование, а оно оказалось групповым — перед вами, скорее всего, мошенники. Это также касается собеседований, на которых вас готовы взять на работу сразу, без предварительного отбора и анализа вашего опыта и компетенций».
Даёт серые обещания
Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом МФК «Честное слово»:
«Есть ряд «тревожных ноток», которые должны сразу же насторожить соискателя. Если в описании вакансии четко не указаны должностные обязанности и зона ответственности сотрудника, не понятно, как будет производиться оценка его работы, стоит уточнить эти вопросы в телефонном разговоре с представителем работодателя. Довольно часто недобросовестные работодатели указывают зарплату гораздо выше рынка или делают чрезмерный упор на развитие: «амбициозные цели компании», «молодой и дружный коллектив», «бесплатный чай и кофе». В таких случаях им требуется «бэтмэн с опытом работы», «мультизадачный работник» без конкретных рабочих задач и критериев оценки.
Но прежде всего соискателя должно насторожить наличие «серой» части зарплаты, это автоматически ставит под угрозу выполнение работодателем обещаний касательно оплаты труда. Уточните у менеджера по персоналу, практикует ли компания наложение штрафов на сотрудников. Если ответ утвердительный, будьте готовы системно недополучать часть заработка.
Длительный испытательный срок на протяжении 4–5 месяцев также не является нормой, если только вы не устраиваетесь на должность топ-менеджера. В беседе с работодателем обязательно нужно уточнить вопрос об оформлении в штат: если трудовой договор заключается не с первого дня работы — это признак недобросовестности по отношению к вам. К сожалению, иногда случается так, что все эти нюансы становятся известны уже после трудоустройства. В ситуации ущемления ваших прав как работника стоит изучить трудовой кодекс и даже посоветоваться с юристом, чтобы знать, как действовать согласно закону в затруднительных ситуациях».
Сулит всё за «ничего»
Евгений Михайленко, генеральный директор Ассоциации экспертов системного менеджмента «МихиКо»:
«В первую очередь — крайне размытое или неконкретное описание должности и функционала, например: «Работа в офисе», «Директор по персоналу с опытом от 5 лет. Зарплата 350 тысяч рублей», «Сотрудники с привлекательной внешностью для высоких заработков» и т.п. Все три примера взяты из реальных вакансий, размещенных в интернете сегодня. Разумеется, во всех трёх случаях вероятность попадания недобросовестного работодателя или попросту мошенников — 100%. Есть и ряд других тревожных признаков: явно завышенная по отношению к рынку зарплата, излишняя скрытность работодателя, негативные отзывы в интернете и т.д.».
Мычит в ответ
Дмитрий Михайлов, консультант в сфере продаж и переговоров, управления персоналом и личной эффективности Русской школы управления:
«Давайте начистоту! На собеседовании врут оба: и соискатель, и работодатель. Есть святая ложь. Например, почти все собственники малого бизнеса искренне верят, что их компания в скором времени станет большой и мощной. Без этой веры тяжело утром вставать раньше всех (во всяком случае, раньше своих сотрудников) и ложиться, когда твои дети видят 25 сон. И если вы спросите: «Какие перспективы развития компании?», то собственники будут рассказывать взахлёб и строить воздушные замки.
Но есть сознательная ложь — её мы и будем раскрывать:
Соискатель: «А сколько я буду зарабатывать?»
Работодатель: «Это зависит от многих параметров!»
Соискатель: «От каких именно параметров?»
Если работодатель выдумывает их на ходу или не отвечает — ждите сюрпризов.
Тот же метод вопросов.
Работодатель: «У нас люди делают отличную карьеру!»
Соискатель: «Скажите, а какую самую высокую должность сейчас занимает сотрудник, который пришёл на мою должность? Сколько ему или ей потребовалось лет?»
Работодатель: «Э-э-э».
- Ложь про человека, который работал до этого на вашем месте.
Соискатель: «С чем связан сейчас поиск специалиста на данную позицию?»
Работодатель: «В связи с развитием компании» (самая частая ложь)»
Соискатель: «Я правильно понимаю, что стало больше работы, и я буду ещё одним сотрудников в отделе?»
Работодатель: «Не совсем...»
Соискатель: «Кто мой непосредственный руководитель?»
Работодатель: «По большинству вопросов — ко мне».
Соискатель: «Кто ещё будет мне ставить задачи?»
Работодатель: «Коммерческий директор, исполнительный…».
И напоследок советы от Дмитрия Михайлова. Что нужно, чтобы понять, врёт ли вам работодатель:
- Задавать вопросы.
- Смотреть на реакцию.
- В случае мутных ответов не стесняться переспрашивать.
- По моментам, которые вас беспокоят, — спросите людей внутри компании, когда будете ехать обратно в лифте.
- Посмотрите отзывы в интернете.
- Доверяйте своей интуиции (особенно если она у вас хорошо развита)».
Источник: Hr-tv.ru