Если хотите, чтобы ваши идеи внедрили, назойливость и спешка все испортят. Заранее продумайте аргументы, пользу для компании от инициативы, вашу помощь в реализации. Рассказываем подробно, как заявлять о себе, чтобы вас услышали, а не уволили.
Возможно, вы слышали совет от HR-ов, что следует быть настойчивым, если хотите устроиться. Но некоторые соискатели перебарщивают.
«Была у меня открыта вакансия экономиста, — рассказывает HR-консультант Карина Кокарёва. — После телефонного интервью я взяла паузу на пару дней, о чём и сообщила кандидату. Но уже на следующий день во время интервью с другим соискателем мне пришло сообщение во все соцсети: «А когда будет ответ?» Я была на встрече и не ответила. Когда освободилась, зашла в опенспейс и узнала, что тот кандидат в течение получаса обзвонил всех специалистов HR-отдела и отдела продаж, чтобы уточнить, почему ему не отвечают».
Такой случай не скрасил впечатление о соискателе — он проявил не настойчивость, а назойливость, чем практически заработал «бан».
Что тогда делать, если правда очень хочется в компанию, а HR молчит?
«Если ответа нет 1–2 недели, после отклика тактично напомните о себе через тот контакт, что вам дал HR ранее. Можно попробовать написать другому рекрутёру. Но не делайте так, как кандидат из моего примера», — отвечает Кокарёва.
Дарья Коробкова, управляющий партнёр компании Teamsonance и член Международной Федерации Коучинга (ACC ICF), делит чересчур инициативных работников на два типа.
Тип 1: молодой / неопытный/ новый / недостаточно профессиональный, но очень мотивированный.
Это зачастую очень ценные и перспективные кадры, но в силу неопытности они пока не видят всю картину целиком. Сотрудник первого типа не понимает стратегию компании, цель которой может не совпадать с целью внезапно возникшей в его уме инициативы.
«У меня в практике был случай, когда слишком старательный исполнитель пожелал обеспечить налогового инспектора самой полной информацией (ну, госорганы же!) и раскрыл конфиденциальные коммерческие данные, которые не входили в область интересов налоговой и в план проверки. Другой сотрудник хотел побыстрее ответить важному клиенту и забыл удалить в письме лишнее, пересылал вместе с ответом внутреннюю переписку», — рассказывает Коробкова.
Тип 2: «звёзды», эксперты, очень опытные сотрудники, которые считают себя умнее и опытнее руководителя (и в каких-то вопросах это может быть правдой).
Они работают по своему внутреннему плану и не согласовывают его со смежными департаментами, с руководителем, как будто соревнуются с начальством за результат.
«Как пример могу привести «звёздного» коммерческого директора объединённой компании. Она не выяснила историю отношений с крупным клиентом, не согласовала ни с кем общую стратегию и провела свою встречу за день до больших, давно назначенных переговоров. В результате клиент использовал эту внутреннюю раскоординированность в своих целях, потребовал обещанных ему условий на общей встрече. Было крайне сложно достичь запланированной цели переговоров, пришлось пойти на уступки. Такие сотрудники игнорируют общую повестку и «выпадают» из системы компании. Они могут принести как большую прибыль, так и огромный вред. Эта бесконтрольность — и есть самый большой риск», — добавляет Дарья.
«Когда речь о рядовом сотруднике, который не планирует сам заниматься реализацией своей идеи, а ждёт, что её воплотят другие. При этом часто неверно оценивает уровень нагрузки и компетенции коллег», — отвечает руководитель отдела персонала МФК «Честное слово» Надежда Нечаева.
Инициатива размытая, неоформленная — руководитель не понимает вас и не может адекватно отреагировать.
Когда проявляете инициативу, не стесняйтесь запрашивать обратную связь: как руководитель её оценивает, какие видит плюсы и минусы, какой информации ему не хватает. Если реакция начальника отрицательная или её нет, попросите разрешения предложить идею вышестоящему руководству. В идеале инициативу стоит проявлять обдуманно — связывать её с экономическими эффектами, оптимизацией, улучшением качества коммуникаций или бизнес-процессов.
Возможно ещё, что вас услышат не с первого раза. Не стоит переживать, просто наберитесь терпения. Учитесь спокойно воспринимать замечания и работать с ними.
Иногда идеи не нужны конкретному предприятию, но это не делает их провальными.
Бывает и так, что вам просто попался нездоровый коллектив и/или компания с неразвитой корпоративной культурой. В таких случаях попытки «пойти против системы» тоже могут привести к плохим последствиям, хоть и не по вашей вине.
Лилия Уразгулова, автор ООО «Издательские решения»:
«В 2013–2014 годах я устроилась на работу в японский ресторан. Когда только пришла, там была ужасная дисциплина, официанты не хотели выполнять нормально свои обязанности, огрызались и жаловались на меня, потому что я требовала не опаздывать на работу, не ругаться с гостями. Жаловались на меня всем коллективом официанту, который давно там работал, настраивали против и хотели, чтобы я добровольно ушла с работы. Так прошел первый месяц. Официант, которому они жаловались, сказал, что ничего сверх положенного по трудовому договору я не требую. Какое-то время всё было тихо. Потом я узнала, что один официант с поваром на пару обманывают руководство ресторана и выносят деньги из кассы. Их этому научил предыдущий администратор. Пока мои подозрения не подтвердились, я ничего не делала. Последней каплей стал заказ на большую сумму, я пошла к руководству экономической безопасности ресторана, рассказала всё как есть. Они стали по камерам наблюдать за этой парой. Я на тот момент ушла в отпуск, по возвращении их уже не было, уволили по статье. Но и меня после этой истории попросили написать заявление на добровольный уход».
Прежде чем проявлять инициативу на работе, хорошо изучите бизнес-процессы компании. Не пытайтесь реализовать идеи без согласования с руководством. Если ваше предложение отвергли, попросите обратную связь и вернитесь с доработанным проектом.
Источник: Журнал «Зарплата.ру»