История успеха онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово»

История успеха онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» - 1

Андрей Петков, генеральный директор онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», рассказал об истории успеха компании порталу «ТопЗаймов.ру».

— Как и где образовалась ваша компания? И почему «Честное слово»? Откуда взялась идея открыть микрофинансовую организацию, на какие проекты ровнялись?

— Идея об открытии собственной МФО возникла давно: насмотревшись на британскую микрофинансовую компанию Wonga, захотелось сделать что-то подобное в России. Но такая возможность представилась только в 2012 году, когда на рынке уже появился ряд сервисов конкурентов. МФО «Честное слово» зарегистрирована в Москве, но наш онлайн-сервис микрокредитования выдает деньги до зарплаты в режиме онлайн на всей территории страны.

Название «Честное слово» появилось одно из первых, при этом мы рассматривали несколько десятков других наименований, в итоге вернулись к первоначальному варианту. Главная идея названия полностью отражает концепцию работы нашего онлайн-сервиса: для получения микрозайма не требуются поручители, пакет документов, как в банках, справки о доходах, мы не просим клиента приехать в офис, чтобы визуально оценить его платежеспособность — даём деньги в буквальном смысле под честное слово. При этом мы выступаем в роли финансового помощника и консультанта для наших заемщиков. Мы активно развиваем клиентскую поддержку, помогаем найти решение любых вопросов, связанных с финансовым планированием.

— Сколько времени делался проект, с какими трудностями пришлось столкнуться?

— С момента регистрации онлайн-сервиса микрокредитования до выдачи первого займа прошло полгода, которые были потрачены на выстраивание бизнес-процессов и разработку системы. На начальном этапе мы сталкивались с большим количеством трудностей, связанных со спецификой оценки различными организациями (кредитными бюро, коллекторскими агентствами и прочими партнерами) рынка микрофинансирования — он не воспринимался всерьез, поэтому каждый день нам приходилось что-то доказывать.

Еще одна трудность — это софт. Требовался продолжительный анализ подходящих предложений на рынке, которых не оказалось, поэтому было принято решения самостоятельно писать ПО с нуля. Теперь собственная скоринговая система оценки потенциальных заемщиков позволяет принимать решения по выдаче микрозаймов в течение 5 минут, без участия андеррайтера. Весь процесс — от регистрации заявки до выдачи клиенту денег — полностью автоматизирован.

— Насколько достигнутый результат соответствует тому, что вы планировали получить? Менялась ли концепция в ходе разработки, и чем это было вызвано?

— Текущий результат вписывается в рамки ожиданий и планирования, однако мы не хотим останавливаться на достигнутом. Планы на 2016 год еще более амбициозные. Проанализировав исследование микрофинансового рынка, проводимого рейтинговым агентством RAEX, а также оценив показатели «Честного слова» и его положения компании среди других игроков, мы остались довольны результатом. За два года работы «Честному слову» удалось занять уверенную позицию в тройке лидеров рынка онлайн-микрокредитования.

Концепция сервиса «Честное слово» менялась несколько раз, что было связано с первоначальной недооценкой бизнесовых нужд. В какой-то момент появлялись новые бизнес-процессы, направления деятельности, которые изначально не были запланированы. Из первоначальной системы кредитного конвейера мы ушли к глобальной СRМ, ERP-системе, которая продолжает постоянно развиваться и представляет полноценный продукт в сфере корпоративного ПО. Мы считаем, что наш бизнес на 65% — IT и только на 35% — финансы.

— Расскажите, пожалуйста, о внутреннем устройстве МФО. Сколько людей в ней сейчас трудится?

— В штате «Честного слова» 28 сотрудников — это общее руководство, отдел финансов, бухгалтерия, маркетинг, юридический отдел, отдел взыскания, разработчики, клиентская поддержка и рисковики. При этом мы как современная компания активно используем аутстаф. На следующий год планируем увеличение штата до 50 человек.

— Как планируете в дальнейшем развивать бизнес?

— Планируем выводить новые продукты, например, потребительские кредиты, активно развивать партнерские программы, в том числе с банками. Не отрицаем для себя возможности географической экспансии.

— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает свой бизнес в сфере микрокредитования?

— Серьезно подойти к вопросу бизнес-моделирования. Изучить вопросы скоринга и коллекшна, поскольку на первом этапе многое придется делать в условиях нехватки кадров. Не раздувать штат: между качественными и количественными критериями сделать выбор в пользу первого. Лучше нанимать профессионалов рынка с большим опытом в этой сфере.

Источник: «ТопЗаймов.ру»