МФК «Честное слово» изучила уровень финансовой грамотности своих клиентов. Большинство опрошенных (71%) назвало свой уровень знаний средним, 18% — высоким и только 11% — низким.
Эксперты компании отметили прямую связь между средним числом займов на одного человека и его оценкой своего уровня финансовых знаний.
Среднее число активных договоров на человека распределилось по группам следующим образом:
Большая часть респондентов (51%) первым делом обращается в МФО, если возникает необходимость занять денег. В целом 77% участников опроса считают микрозаймы самым удобным вариантом одолжить до зарплаты. Еще 17% могут занять у друзей, 16% — у родственников и 4% — у коллег, а ещё 13% используют кредитную карту.
В этом вопросе респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Основным источником дохода большинство (92%) участников опроса назвали зарплату.
У 37% также есть подработка. Шестая часть (14%) полагается на социальные выплаты, а десятая (9%) — на помощь родственников. Варианты со своим бизнесом и сдачей недвижимости в аренду отметили меньше всего (по 7%) респондентов.
Среди тех, кто считает, что у них высокий уровень финансовой грамотности, для 94% респондентов источником дохода является зарплата, 12% также указали социальные выплаты, 10% респондентов упомянули помощь от родственников, а 6% назвали свой бизнес.
Среди тех, кто считает, что у них средний уровень финансовой грамотности, для 89% респондентов источником дохода является зарплата, 15% также указали социальные выплаты, 9% респондентов упомянули помощь от родственников, а 8% респондентов назвали свой бизнес.
Среди тех, кто считает, что у них низкий уровень финансовой грамотности, для 97% респондентов источником дохода является зарплата, 12% также указали социальные выплаты, 6% упомянули помощь от родственников и ни один респондент не отметил вариант с собственным бизнесом.
Большинство участников опроса (53%) откладывает деньги, но делает это «редко».
Примерно треть респондентов (28%) вообще не создаёт сбережений. Только пятая часть (19%) заёмщиков МФК «Честное слово» регулярно пополняет «копилку».
Несмотря на то, что значительная доля клиентов пытается копить, совсем нет сбережений у 50% опрошенных. Накоплений 22% хватит на то, чтобы прожить менее месяца в случае потери дохода. 16% достаточно денег на 1–3 месяца, и только 12% заёмщиков смогут продержаться 3–6 месяцев.
Интересно, что в категории людей, которые оценили свой уровень финансовой грамотности как высокий, накопления отсутствуют примерно у половины опрошенных (52%). Среди тех, кто считает, что у них средний уровень финграмотности, таких людей чуть менее половины (45%). Заёмщики с низкой финансовой грамотностью отмечали отсутствие накоплений в 81% случаев.
Большинство (80%) респондентов ответили, что планируют бюджет. 43% клиентов сервиса делают это на месяц и дольше. План на неделю составляют 29%. Расписывают траты по дням 9% опрошенных. Из тех, кто не планирует бюджет, 15% респондентов ответили, что покупают спонтанно, а 5% ищут, где занять, уже спустя пару дней после зарплаты.
Из 15% респондентов, которые отметили вариант со спонтанными покупками, большинство ответов (22%) ожидаемо принадлежит людям, которые считают, что их уровень финансовой грамотности — низкий. Ещё 16% ответов приходятся на респондентов со средними финансовыми знаниями, а 8% — доля тех, кто назвал свой уровень высоким.
Среди клиентов МФК «Честное слово» треть (29%) относит себя к людям с низким уровнем дохода: 17% не хватает денег даже на еду, ещё 13% отметили трудности с покупкой одежды и обуви.
Большая часть респондентов — 68% — это люди со средним уровнем дохода: у 36% нет проблем с покупкой одежды и обуви, а 32% могут позволить себе крупную бытовую технику.
Чуть более трети (37%) респондентов отметили, что у них высокий уровень дохода: им хватает денег на машину, но есть трудности с покупкой квартиры. 10% респондентов и вовсе отметили, что не испытывают никаких материальных затруднений.
Несмотря на потребность в заёмных средствах, участники опроса МФК «Честное слово» активно помогают деньгами другим.
Треть респондентов (35%) поддерживает деньгами своих родителей, четверть (25%) — детей. Родственникам и знакомым помогают 22% опрошенных, 2% отдают средства на благотворительность и только 16% участников не помогают никому.
Источник: Easyfins.ru