В рамках программы MFO RUSSIA FORUM 2019 состоялся интеллектуальный ринг Online vs Offline с рефери Эльманом Мехтиевым, председателем Совета СРО «МиР».
На стороне Offline сражались Георгий Шабад, член наблюдательного совета «МигКредит», и Игорь Киселев, президент финансового холдинга «Сфера». Им противостоял Online: Андрей Петков, генеральный директор МФК «Честное слово», и Андрей Клейменов, генеральный директор группы компаний Eqvanta. Все компании давно и успешно представлены в обоих каналах, но на ринге задача была защищать только один. Тезисы ринга таковы:
Offline |
Online |
Преимущества |
|
Более качественный портфель, ниже дефолтность |
Быстрый, импульсивный, доступный |
Инструменты для фрода лучше |
Технологичный |
Работа с просрочкой качественнее и удобнее |
Бизнес-гипотезы проверяются быстрее |
Легче и надежнее исполнение 115-ФЗ |
Низкая стоимость привлечения клиентов |
Стоимость привлечения фондирования ниже |
Больше доля повторных займов |
Меньше чеки NPL |
Выше доходность на 1 канал |
Риски |
|
Дорогая инфраструктура, сложный девелопмент |
Больше мошенничества |
Медленно и сложно меняются |
Риски программного обеспечения |
Низкая маневренность финансов |
Риски привлечения клиентов из-за лидогенераторов |
Вложения в инфраструктуру, потери при простое |
115-ФЗ — ключевой риск |
Полное отсутствие инфраструктуры создает проблемы |
|
Клиенты |
|
Старше, лучше платежная дисциплина |
Моложе, 25-35 лет |
Меньше дефолтят |
Технологичнее |
Лучше идентифицируется по 115-ФЗ |
Занимают чаще из-за доступности |
Хуже платежная дисциплина |
|
Чаще мошенничают |
Выводы: Лучший клиент — это лояльный, качественно идентифицированный по нормам 115-ФЗ клиент МФО, который платит по обязательствам и возвращается вновь и вновь. Проблемы и решения есть у обоих каналов. Главная проблема — регуляторные новации, очень быстрые и сырые. Рынок и сам бы в конце концов органично пришел к ограничению в 1Х, но сделал это мягче для себя и в более длительные сроки.
На удивление, в офлайне нашли гораздо больше плюсов, чем принято считать в последнее время. Но это все-таки что-то больше про девелопмент (поиск и аренда, ремонт помещений, наем и контроль персонала) — отнимают ресурсы у непосредственно формирования качественного портфеля микрозаймов. Инфраструктура стоит денег. В то же время онлайн также требует своего: мощных технологических разработок, договоров с лидогенераторами, постоянного совершенствования противодействия мошенничеству, которое в онлайне достигло невиданного размаха. Все пришли к выводу, что крупная компания не может сейчас работать лишь по одному направлению, лидерам необходима вся аудитория, доступная онлайн и офлайн. Главный тренд — укрупнение МФО. Например, на заре мессенджеров были ICQ и Skype с ограниченными функциями. Теперь любой мессенджер отправляет сообщения и файлы, совершает аудио- и видеовызовы и многое другое. Путь диверсификации неизбежен.
Поэтому каждый гражданин, попавший в ситуацию острой нехватки денег, может решить эту проблему в современных российских МФО так, как ему удобнее — лично или удаленно, маленьким займом до зарплаты или длительным кредитом, в том числе под залог имущества. МФО — часть российского финансового рынка, востребованность их растет несмотря на громкие скандалы в прессе, они не должны в чем-то ущемляться или быть хуже, чем остальные участники, иметь те же права. Поэтому хватит регулировать, давайте работать — таков главный призыв бизнеса к государству.
Источник: zaim.com