Рынок микрофинансирования в 2023 году

Снижение предельной дневной ставки и ввод Банком России прямых лимитов на выдачи кредитов приведет к сжатию маржинальности и объёмов бизнеса микрофинансовых организаций (МФО), ужесточению борьбы за заёмщиков и смещению портфеля в сторону более длинных займов. Такими прогнозами с «Ведомостями» поделились участники рынка — МФК «Честное слово», «Займер», Moneyman (входит в группу IDF Eurasia), «Мигкредит» и МКК Creditter.

Содержание

Грядущие ужесточения

С начала года на рынке заработал новый инструмент Банка России, который призван ограничить рост рисков закредитованности населения, — макропруденциальные лимиты (МПЛ). Этот инструмент подразумевает количественные ограничения на выдачу кредитов заёмщикам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН).

ПДН — это отношение среднемесячных платежей заёмщика по всем кредитам к его среднемесячному доходу.

Чем выше уровень долговой нагрузки, тем дороже выданный кредит обходится банку или МФО с точки зрения нагрузки на капитал. Теперь у МФО на заёмщиков с нагрузкой выше 80 % не должно приходиться более 35 % от всех выданных за квартал займов.

Ещё одно грядущее изменение: с 1 июля 2023 г. максимальная дневная ставка не может превышать 0,8 %, или 292 % годовых. Сейчас предельная ставка по микрозаймам составляет 1 % в день, или 365 % годовых.

Кроме того, новый закон устанавливает максимальную задолженность по кредитам сроком до года: с 1 апреля полная сумма долга, включая штрафы, пени и другие платежи, будет составлять не более 130 % от суммы займа. Как только задолженность достигнет этого предела, все начисления прекращаются.

Выдачи могут снизиться

Рынок ждёт общее снижение маржинальности из-за ограничений максимальной ставки для займов «до зарплаты» (PDL) и последующего роста конкуренции с так называемыми среднесрочными, или Installment, кредитами (IL; займы на срок более 30 дней, как правило, до одного года, на сумму свыше 30 000 руб.), прогнозирует заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

Из-за того что средняя сумма выдачи в этом году показывает тенденцию к сокращению, МФО будут стремиться сохранить её на прежнем уровне, считает генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков.

Поднять продажи компании могут попробовать с помощью «апсейла»: выдавать клиентам сумму больше, чем те запрашивали в заявке. Также, чтобы увеличить доходность, МФО, возможно, расширят свои линейки дополнительных продуктов и услуг, полагает Петков.

Борьба за лояльность

Увеличение регуляторной нагрузки приведет к тому, что ужесточится борьба за качественных заёмщиков.

В 2023 г. на рынке займов усилится борьба за клиентов — особенно тех, у кого низкая долговая нагрузка, говорит Петков: скажутся новые макропруденциальные лимиты.

Тем клиентам, которым МФО одобрили займы, со временем будут доступны среднесрочные относительно крупные займы IL-сегмента, а также прочие продукты: BNPL (займы с оплатой частями), POS-займы (в точках продаж) и т.д., говорит генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров. За таких заёмщиков кредиторы будут бороться между собой, предлагая им различные акции, скидки, программы лояльности и проч., объясняет он. Политика удержания постоянного клиента выйдет на первый план и потребует от кредиторов дополнительных усилий в совершенствовании сервиса, отмечает Макаров.

Рынок будет всё больше смотреть на работу с заёмщиками по принципу индивидуализации условий, добавляет Весовщук, когда каждый клиент получает персонифицированное предложение в соответствии со своим платёжным профилем и запросами. В выигрышном положении сейчас находятся те кредиторы, у которых уже внедрена гибкая система управления продуктами и есть отлаженные эффективные скоринговые политики, заключает он.

Привлекать новых клиентов также станет дороже, говорит Петков. В 2022 г. средняя стоимость привлечения одного заёмщика через так называемые СРА-сети резко выросла.

CPA-сети (cost per action — оплата за действие) — интернет-площадки, которые рекламируют товар или услугу и получают оплату за каждую покупку, регистрацию, заявку или любое другое целевое действие.

Консолидация рынка

Нововведения в бизнесе повлияют на реестр МФО — легальных игроков станет меньше примерно на 30 %, а их клиенты будут перераспределены между более устойчивыми, крупными компаниями, считает Макаров.

МФО, которые не смогут выдержать конкуренции и вписаться в новые реалии, покинут рынок, объясняет Петков.

Снижение маржинальности бизнеса вместе с ограниченной доступностью финансирования со стороны банков, особенно в отношении маленьких и средних МФО, будут подталкивать консолидацию отрасли и рост рыночных позиций наиболее крупных игроков: им легче за счёт эффекта масштаба и большей технологичности подстраиваться под меняющуюся среду.

Источник: «Ведомости»