Мокрые полотенца, крепкие объятия, холодная вода из-под крана — все средства хороши, чтобы потушить пожар и вернуть напарника к вменяемому состоянию.
Рассказываем, как купировать панические настроения и чем отличается состояние аффекта от несдержанности. Бонусом — советы экспертов, как разговаривать с человеком, когда острая фаза позади.
«Истерика — это неконтролируемая вспышка острого эмоционального возбуждения. Она может случиться прямо на рабочем месте — например, от перенапряжения, длительного стресса, сильного нервного истощения. Причины могут крыться и в личных проблемах коллеги. В истерике люди не могут себя контролировать и не реагируют на слова окружающих. Такая невосприимчивость отличает истерику от несдержанности и разгорячённости. Признаки истерики — это слезы, судорожные движения, приступы агрессии. Человек может плакать в голос, кричать, размахивать руками, бросаться вещами или ломать их. Просьбы успокоиться и вразумительные доводы здесь уже не работают», — поясняет Надежда Нечаева, руководитель отдела по подбору персонала МФК «Честное слово».
Обычно истерический припадок длится 5–7 минут, затем идёт на спад.
Три спутника острой фазы у человека:
Если нервный срыв больше похож на театральное шоу — коллега принимает пафосные позы, катается по полу — есть вероятность, что он просто играет на публику. А если такое поведение повторяется, это уже не звоночек, а пожарный колокол для руководителя.
Например, сотрудник может разыграть драму, чтобы:
«У меня достаточно твёрдая позиция по этому поводу. Истерика при людях на рабочем месте — это инструмент манипуляции. Если у человека происходит что-то действительно тяжёлое, невыносимое для его нервной системы, он идёт плакать в кладовую или бьёт боксерскую грушу. Когда сотрудник устраивает истерику с элементами шоу, при этом вы понимаете, что с ним не случилось ничего из ряда вон выходящего, надо сразу задуматься — нужен ли в вашей команде такой человек?», — полагает Виктория Шухат, эксперт в сфере управления, автор и ведущая обучающей онлайн-программы для руководителей «Управленец».
Драмтеатр на работе может стать серьёзным вызовом для руководителя, особенно если тот молодой и неопытный.
Главное правило — не реагировать на истерическое поведение сотрудника так же эмоционально. Руководитель должен анализировать ситуацию с холодной головой.
«Я рекомендую активное прослушивание. Позвольте истеричному сотруднику высказаться и выразить свои эмоции. Проявите понимание и поддержку, покажите, что готовы выслушать. Но — это очень важно — не вступайте в споры и не оправдывайте эмоциональные проявления человека. Отвечайте терпеливо и объективно, сосредоточьтесь на решении проблемы», — советует Александр Сизых, QA Lead в «Дневник.ру».
Настоящую истерику психологи сравнивают с пожаром. Так что кричать «держи себя в руках» и взывать к разуму в разгар срыва бесполезно. Пожар нужно потушить — иногда в буквальном смысле, водой.
Эффективные способы:
Если у вас с коллегой достаточно доверительные отношения, можно крепко обнять его или встряхнуть. Желательно увести человека в тихое прохладное помещение, успокоить, дать выплакаться.
Лучше воздержаться от резких и неожиданных действий — не нужно брызгать в лицо водой или бить по щекам.
«Не советую давать истерящему человеку пощёчину, как это обычно показывают в фильмах. Есть более эффективный и гуманный способ — помочь нормализовать дыхание. В процессе истерики оно, как и сердцебиение, учащается, сбивается. Эмоции захватывают вплоть до того, что человек начинает задыхаться. Коллеге нужно «продышаться», тогда физиология окажет своё положительное влияние — истерика прекратится», — считает психолог Инесса Спинка.
Предложите человеку медленно вдыхать и выдыхать, а сами станьте метрономом — считайте вслух «раз-и, два-и». Хорошо работает практика «коробочного дыхания» с квадратом на равный счёт. Практикующий психолог Ольга Сафронова предлагает выполнять приём на три доли:
«Продышите коллегу по схеме: медленный вдох (1–2–3), задержка дыхания (1–2–3), медленный выдох (1–2–3), задержка дыхания (1–2–3). Сделайте несколько таких циклов. Истерика прекратится быстрее, если человека отвести в тихое уединённое место».
Если призыв к дыхательным упражнениям не работает в закрытом помещении, выведите коллегу на свежий воздух. Как только дыхательные практики начнут действовать, можно переходить к разговору и выяснить суть проблемы. При этом лучше сразу не возвращаться туда, где началась истерика. Например, можно немного прогуляться и побеседовать.
Есть более жёсткие методы. Виктория Шухат, которая считает публичную истерику манипуляцией, предлагает такую схему:
«Когда сотрудник проявляет всё буйство своих чувств, срывая при этом работу, ему следует сказать: «Так, стоп, я в таком тоне общаться не могу. Поговорим, когда успокоитесь». Чтобы привлечь внимание, нужно произвести резкий и громкий звук: что-то разбить, ударить тяжёлой папкой по столу. А когда человек придёт в себя, надо подарить ему успокоительное, порекомендовать обратиться к психологу. И твёрдо сообщить, что это была первая и последняя истерика на рабочем месте».
Если у сотрудника регулярно возникают истерики, это звоночек: либо нынешняя должность — не для него, либо стоит пересмотреть его нагрузку — работы чересчур много, а ответственность слишком высока.
Купировали приступ — отлично, теперь можно и поговорить. Тут пригодится подборка советов, как избегать ссор и конфликтов, когда команда на взводе. Дополним её рекомендациями Зинаиды Бурмис, эксперта по личному бренду и продажам в социальных сетях:
Подытожим и сведём к пошаговой схеме: коллега в истерике > мы сохраняем спокойствие > снимаем приступ физическими воздействиями > начинаем любые разговоры только после того, как человек пришёл в себя.
Источник: Журнал «Зарплата»