Жертвам мошенников помогут вернуть похищенные средства

Центробанк упростит процесс возврата средств жертвам хакеров и телефонных мошенников.

Эксперты Центробанка разрабатывают законопроект, который значительно упростит процесс возврата средств, похищенных кибермошенниками. Его принятие будет означать процессуальные перемены во взаимодействии банков и клиентов, пострадавших от мошенничества: если владелец счета заявит о похищении денег, банк будет обязан до выяснения ситуации заблокировать сумму на счете предполагаемого афериста или посредника. Затем подозрительный перевод либо подтвердят, либо вернут человеку. По мнению экспертов, такая инициатива будет полезной, но сначала придется существенно изменить законодательство.

В 2020 году мошенники атаковали счета граждан и предпринимателей на 34% чаще, чем годом ранее, похитив на 52,2% больше денег — об этом рассказали эксперты ФинЦЕРТа. Жертвам обмана удалось вернуть только 11,3% от украденных средств, хотя еще в 2019 году доля возмещения составляла 14,6%. Специалисты Центробанка пояснили: более чем в 60% случаев граждане сами сообщали мошенникам свои конфиденциальные данные, поэтому банки не компенсировали их потери. Юрлица попадались на уловки социальной инженерии в 16% случаев.

По статистике, в 50% случаев мошенники обналичивают украденные деньги уже в течение 1 часа после получения на счет, а еще в 47% — снимают средства через 2–3 часа. Преступники создают целую цепочку переводов, а первым получателем денег обычно становится подставное лицо (дроп). Полиции сложно отследить мошенников и привлечь к ответственности, а у банков сейчас нет права заблокировать средства, которые уже пришли на счёт, или запретить их обналичивание. Заблокировать такой перевод можно только по решению суда, но тяжба занимает много времени, за которое аферисты успевают снять деньги и закрыть все счета.

Центробанк намерен упростить судебное рассмотрение таких дел. Он предлагает, чтобы по заявлению жертвы мошенничества средства замораживали на счете злоумышленника, а далее случай рассматривали в суде в ускоренном порядке. За границей подобный порядок уже действует, причем судебные заседания проходят без присутствия ответчика и заявителя.

Похожую инициативу разрабатывают представители банковского рынка. По их предложению, банки должны блокировать подозрительный перевод на 25 дней и предоставлять пострадавшему данные о том, куда именно ушли его средства, чтобы он мог самостоятельно обратиться в суд. Но эксперты Центробанка считают такой вариант недопустимым, ведь разглашать персональные данные граждан нельзя, да и люди не должны разбираться с мошенниками своими силами.

По мнению юристов, воплотить новацию регулятора в жизнь будет непросто. Инициатива ограничивает права владельцев счетов, ведь она разрешает заблокировать любой перевод, чем могут воспользоваться и мошенники, и недобросовестные финансовые организации. А упрощение судебной тяжбы нужно тщательно проработать и обсудить с профильными специалистами. Пока регулятор учтет все нюансы и изменит законодательство, мошенники придумают новые схемы обмана, которые обойдут меры Центробанка. Гражданам важно научиться самостоятельно защищаться от аферистов и распознавать обман. Для этого следует изучать рекомендации Центробанка и читать блоги финансовых компаний, которые рассказывают о противодействии мошенничеству и самых частых схемах работы преступников.

Узнать много полезной информации о защите от обмана можно на сайте онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово», заглянув в раздел «Финансовая грамотность». МФК не только предоставляет займы онлайн срочно, но также регулярно публикует полезные информационные и обучающие материалы для повышения финансовой грамотности. Статьи компании учат, как грамотно распоряжаться семейным бюджетом, повышать свой доход, использовать заемные средства и защищать деньги от мошенников.